Федеральная избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..1

1. Выборы в системе государственной власти…………………………………………………………..2

1.1 Демократия и выборы……………………………………………………………………………2

1.2 Выборы как политическая ценность и правовой институт…………………..…………………2

1.3 Принципы организации и проведения выборов……………………………..…………..……....3

1.4 Обязательность выборов…………………………………………………………………………4

1.5 Периодичность выборов…………………………………………………………………………5

1.6 Открытость и гласность выборов…………………………………………………………..……6

1.7 Свобода выборов……………………………………………………………………………..…..6

1.8 Альтернативность выборов………………………………………………………………..……..7

2. Уровни и виды выборов………………………………………………………………………….……7

3. Понятие и виды избирательных систем………………………………………………………………9

3.1 Понятие избирательной системы…………………………………………………………….......9

3.2. Мажоритарная система………………………………………………………………………....10

3.3 Пропорциональная система………………………………………………………………...…...12

3.4 Полупропорциональные системы………………………………………………………….……13

3.5 Система единственного передаваемого голоса……………………………………………..…..14

3.6 Смешанные системы…………………………………………………………………………......14

4. Источники избирательного права Российской Федерации……………………………………..…...15

4.1 Конституция Российской Федерации как источник избирательного права………………...…15

4.2 Федеральные законы как источники избирательного права……………………………...……16

4.3 Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права………….....17

4.4 Акты местного самоуправления как источники избирательного права…………………..…...18

5. Федеральная избирательная система……………………………………………………………...….19

5.1 Выборы депутатов Государственной Думы……………………………………………...……..19

5.2 Порядок формирования Совета Федерации…………………………………………...………..20

5.3 Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов……………...…………21

Заключение……………………………………………………………………………………...………..23

Литература………………………………………………………………………………………...……...

Работа состоит из  1 файл

курсовая Выборы.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………………………..1

1. Выборы  в системе государственной власти…………………………………………………………..2

   1.1 Демократия и выборы……………………………………………………………………………2

   1.2 Выборы как политическая ценность  и правовой институт…………………..…………………2

   1.3 Принципы организации и проведения  выборов……………………………..…………..……....3

   1.4 Обязательность выборов…………………………………………………………………………4

   1.5 Периодичность выборов…………………………………………………………………………5

   1.6 Открытость и гласность выборов…………………………………………………………..……6

   1.7 Свобода выборов……………………………………………………………………………..…..6

   1.8 Альтернативность выборов………………………………………………………………..……..7

2. Уровни  и виды выборов………………………………………………………………………….……7

3. Понятие  и виды избирательных систем………………………………………………………………9

   3.1 Понятие избирательной системы…………………………………………………………….......9

   3.2. Мажоритарная система………………………………………………………………………....10

   3.3 Пропорциональная система………………………………………………………………...…...12

   3.4 Полупропорциональные системы………………………………………………………….……13

   3.5 Система единственного передаваемого  голоса……………………………………………..…..14

   3.6 Смешанные системы…………………………………………………………………………......14

4. Источники  избирательного права Российской  Федерации……………………………………..…...15

   4.1 Конституция Российской Федерации  как источник избирательного права………………...…15

   4.2 Федеральные законы как источники избирательного права……………………………...……16

   4.3 Законы субъектов Российской  Федерации как источники избирательного  права………….....17

   4.4 Акты местного самоуправления  как источники избирательного  права…………………..…...18

5. Федеральная  избирательная система……………………………………………………………...….19

   5.1 Выборы депутатов Государственной  Думы……………………………………………...……..19

   5.2 Порядок формирования Совета  Федерации…………………………………………...………..20

   5.3 Роль избирательных комиссий  в организации и проведении выборов……………...…………21

Заключение……………………………………………………………………………………...………..23

Литература………………………………………………………………………………………...……...24 

 

Введение

   В условиях становления и развития в России демократического правового  государства народовластие, которое  в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

   Недостаточно  объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов  граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.

   В истории достижений человеческой цивилизации  выборы и избирательные процедуры  занимают свое особое место. Право граждан  участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

   Сегодня как никогда ощущается потребность  в конструктивных идеях в различных  областях общественной и государственной  деятельности. В нашей стране уже  сложилась практика правового решения  таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

   Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического  воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

   Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

   И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции  в публичных органах, выполняет  волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

   Поэтому я считаю необходимым рассмотреть структуры, формы и разновидности выборов и выборных систем в нашей стране в настоящее время. 
1. Выборы в системе государственной власти

   1.1 Демократия и выборы.

   Система организации выборов (избирательная система) и избирательное право являются необходимыми элементами осуществления народовластия - исходного принципа российской государственности. Конституция Российской Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и проведению выборов и имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

   В Конституции обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между  демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и непосредственного выражения власти народа.

   К конституционным основаниям становления  и развития политической демократии и обеспечивающего ее избирательного права и законодательства относятся также верховенство Конституции и федеральных законов, наличие конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Традиционный  взгляд на выборы как формальную процедуру  формирования органов публичной  власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя. В этом контексте реальное содержание и разнообразные функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в системе таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право, избирательная система и избирательный процесс. Их изучение и составляет предмет данного курса.

   1.2 Выборы как политическая ценность и правовой институт.

   Становление институтов выборной демократии в нашей  стране проходило по сценарию развития любого исторического процесса, а  именно в условиях параллельного  поиска новой структуры организации  власти и оформления институтов политического  участия граждан в ее осуществлении на федеральном и региональном уровнях.

   Особенность современного этапа заключена в  его переходности, когда старые институты  сохраняют свое влияние на выработку  и принятие стратегических решений, а новые еще не обладают необходимыми качествами для адекватного воздействия на политику будущего развития и ее регулирование. Это означает, что в системе и процессах функционирования власти одновременно присутствуют носители противоположных общественных тенденций - модернизации и реставрации, и олицетворяющие их технологии социального управления - авторитарная (олигархическая) и демократическая (гражданская), что проявляется в перманентных институциональных кризисах и конфликтах. Разрешение последних возможно лишь при условии достижения компромисса между ведущими социально-политическими силами и группами, что предполагает, в свою очередь, наличие механизма согласования интересов и позиций.

   Реальная  возможность блокирования негативных тенденций в социально-экономической  и социально-политической сферах общественной жизни заложена в идеологии и практике выборной и представительной демократии.

   Преодолеть  взаимное недоверие и отчуждение представляется возможным посредством  образования публично-правовой структуры  взаимодействия общества и государства, которая стала бы предпосылкой и условием их совместной деятельности и существования. Такой структурой являются институты непосредственной и представительной демократии, благодаря которым власть и граждане, сохраняя условия собственной автономии, воспроизводства и регулирования, сосуществуют в режиме постоянного диалога и взаимоконтроля.

   Выборы - важнейший институт организации  и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками.

   Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

   1.3 Принципы организации и проведения выборов.

   Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового регулирования в области общественных избирательных отношений. Избирательное право представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют содержание субъективного избирательного права граждан, а также формально-юридические гарантии, условия и порядок осуществления данного права. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть ограничен рамками субъективной формы участия граждан в избирательном процессе, представленной в категориях всеобщего равного и прямого избирательного права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда органично входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающие свободное и открытое участие граждан в процессах и структурах государственной власти.

   Анализ  действующего федерального и регионального  законодательства, касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов публичной власти в части правового регулирования политических прав и свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации.

Информация о работе Федеральная избирательная система