Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:27, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение…………………………………………………………………………………………………..1
1. Выборы в системе государственной власти…………………………………………………………..2
1.1 Демократия и выборы……………………………………………………………………………2
1.2 Выборы как политическая ценность и правовой институт…………………..…………………2
1.3 Принципы организации и проведения выборов……………………………..…………..……....3
1.4 Обязательность выборов…………………………………………………………………………4
1.5 Периодичность выборов…………………………………………………………………………5
1.6 Открытость и гласность выборов…………………………………………………………..……6
1.7 Свобода выборов……………………………………………………………………………..…..6
1.8 Альтернативность выборов………………………………………………………………..……..7
2. Уровни и виды выборов………………………………………………………………………….……7
3. Понятие и виды избирательных систем………………………………………………………………9
3.1 Понятие избирательной системы…………………………………………………………….......9
3.2. Мажоритарная система………………………………………………………………………....10
3.3 Пропорциональная система………………………………………………………………...…...12
3.4 Полупропорциональные системы………………………………………………………….……13
3.5 Система единственного передаваемого голоса……………………………………………..…..14
3.6 Смешанные системы…………………………………………………………………………......14
4. Источники избирательного права Российской Федерации……………………………………..…...15
4.1 Конституция Российской Федерации как источник избирательного права………………...…15
4.2 Федеральные законы как источники избирательного права……………………………...……16
4.3 Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права………….....17
4.4 Акты местного самоуправления как источники избирательного права…………………..…...18
5. Федеральная избирательная система……………………………………………………………...….19
5.1 Выборы депутатов Государственной Думы……………………………………………...……..19
5.2 Порядок формирования Совета Федерации…………………………………………...………..20
5.3 Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов……………...…………21
Заключение……………………………………………………………………………………...………..23
Литература………………………………………………………………………………………...……...
Состояние
и уровень юридической
1.4 Обязательность выборов.
Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе через избирательный процесс.
Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при этом основной акцент сделан, главным образом, на условиях и процедуре назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов показала, что введение института назначения выборов не гарантирует в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных выборов.
Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных отношений - их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть продления или сокращения времени выполнения полномочий выборных органов государственной власти, - является важнейшим инструментом обеспечения или, напротив, ограничения избирательных прав граждан. Симптоматично, что эти моменты процедуры организации выборов получили развернутую оценку в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в постановлении от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления". Правовые позиции Конституционного Суда основывались на том, что осуществление права граждан Российской Федерации на участие в свободных периодических выборах предполагает наличие регулирующих выборы предписаний в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации, конкретно определяющих сроки полномочий выборных органов и тем самым - периодичность выборов. Эти предписания нормативных актов должны соответствовать предписаниям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, имеющим более общий характер, например, устанавливающим максимальные предельные сроки полномочий выборных органов субъектов Российской Федерации, без определения конкретных сроков и тем более дат голосования. Суд отметил, что отсутствие такой нормативной базы, как и затягивание сроков полномочий выборных органов, нарушает гарантии всеобщего и равного избирательного права, ограничивает выявление действительной воли избирателей.
1.5 Периодичность выборов.
Этот принцип связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.
Нормативная
регламентация времени
Правовое
определение принципа периодичности
выборов в федеральном
1.6 Открытость и гласность выборов.
Открытость
и гласность относятся к
1.7 Свобода выборов.
Принцип
свободы выборов предполагает добровольность
участия гражданина в избирательном
процессе и, как следствие, недопустимость
любых форм воздействия с целью принудить
его к участию или неучастию в выборах,
а также на его свободное волеизъявление.
Существует внешнее противоречие между
отдельными составными элементами организации
и проведения демократических выборов,
заключающееся в том, что действующее
избирательное законодательство предусматривает,
с одной стороны, институт признания выборов
состоявшимися или несостоявшимися в
зависимости от количества избирателей,
принявших участие в голосовании, и, с
другой стороны, институт добровольности
и свободы участия избирателей в выборах.
Систематическое толкование понятия "свободные
выборы", основанное на текстах Конституции
Российской Федерации и определениях
федерального избирательного законодательства,
заключается в том, что через избирательный
процесс не только формируются институты
публичной власти, но и обеспечивается
легитимный и представительный характер
выборных органов государственной власти,
а эти политико-правовые качества демократии
обнаруживают себя только через свободные
выборы и непосредственно связаны с юридически
фиксированной квотой участия избирателей
в выборах, которая является необходимой
формой признания политическим сообществом
права выборных органов государственной
власти осуществлять функции публичной
власти в пределах и сроки, установленные
законами.
1.8 Альтернативность выборов.
Принцип
альтернативности составляет исходную
предпосылку организации и
Принцип
альтернативности выборов является
нормативным начальным и
Федеральное избирательное законодательство не содержит полной характеристики принципа альтернативности выборов. Юридически не определено, должно ли это политическое качество избирательного процесса охватывать все его стадии и на каких условиях возможно проведение безальтернативных выборов применительно к их отдельным категориям - повторные выборы, повторное голосование; должен ли он соблюдаться при проведении выборов всех уровней - федеральных и региональных - или существуют определенные ограничения и исключения из данного правила. Неоднозначная трактовка реализации принципа альтернативности позволила ряду субъектов Российской Федерации установить в своем законодательстве режим безальтернативных выборов. Представляется, что принцип альтернативности является общим условием организации и проведения всех выборов и федеральное законодательство прямо должно квалифицировать его в качестве императивного требования демократической избирательной практики.1
2. Уровни и виды выборов.
В избирательном законодательстве Российской Федерации - демократического федеративного правового государства - в соответствии с конституционной моделью организации системы органов государственной власти представлены следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы.
Федеральные выборы - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).
Региональные выборы - это выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а в виде исключения, при отсутствии законодательной базы, в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в 1996 году в Кемеровской и Тульской областях).
В
настоящее время в Российской
Федерации принцип выборности в
той или иной форме распространяется
не только на депутатов (членов) законодательного
(представительного) органа и высших
должностных лиц
В избирательном законодательстве юридически оформлены следующие основные виды выборов:
- очередные выборы;
- досрочные выборы;
- выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти;
- выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы);
- повторные выборы в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.
Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня. Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий. Выборы депутатов в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти в порядке и сроки, предусмотренные конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах. Повторные выборы назначаются и проводятся в случаях, когда названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суда.