Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:10, реферат
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Введение 3
1. Понятие фискальной политики 4 1.1 Дискреционная фискальная политика 4
1.2 Автоматическая фискальная политика 4
1.3 Виды фискальной политики 5
2. Инструменты фискальной политики 7
2.1 Сущность налогов 7
2.2 Эффект мультипликатора 8
3. Особенности фискальной политики в РБ 9
3.1 Реформирование бюджетной системы в РБ 9
Заключение 15
Литература 17
1. Фискальная политика государства.
Фискальная политика
государства предполагает использование
возможностей правительства взимать
налоги и расходовать средства государственного
бюджета для регулирования
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники кейнсианского
направления традиционно
Сторонники теории "экономики предложения" рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения.
1.1
Дискреционная фискальная
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.
Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Ее целью является ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов и увеличения государственных расходов.
В период спада стимулирующая
Стабилизационное воздействие
налогов и государственных
Выбор правительственных форм и методов стабилизационной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования.
1.2 Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы.
Под встроенными стабилизаторами имеется в виду определенные особенности в государственных доходах, которые выполняют компенсационную роль в экономике, независимо от применяемых правительственных решений. Объясняется это тем, что объем налоговых поступлений, и значительная часть государственных расходов тесно связаны с активностью частного сектора. Ставки налогов построены таким образом, что налоговые поступления растут, когда национальный доход растет, и снижается при падении объема национального дохода.
Трансфертные платежи также играют определенную стабилизирующую роль. Некоторые из них как, например, детские пособия и выплаты на лечение не зависят от колебания национального дохода. Но большая часть трансферта (пособие по безработице, дополнительные выплаты и другие) меняются в обратной зависимости от колебаний делового цикла: во время экономического подъема выплаты такого рода существенно сокращаются и растут в период производства.
В
некоторой степени необходимые
изменения в относительные
Автоматические, или встроенные, стабилизаторы.
"Встроенная стабильность".
Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически проявляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодоление возможной инфляции.
Рисунок может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система повышает встроенную стабильность. Правительственные расходы (G) в этой схеме считаются заданными и независимыми от величины ЧНП; расходы утверждаются конгрессом на постоянных фиксированных уровнях. Но конгресс не определяет размер налоговых поступлений, скорее, он определяет величину налоговых ставок. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и ЧНП зафиксировано в поднимающейся линии Т.
Экономическое значение этих прямых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и величиной ЧНП приобретает особую важность, когда мы вспоминаем о двух обстоятельствах. Во-первых, налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике. Во-вторых, желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий покупательной способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Другими словами, налоговые системы, изображенные на рисунке создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления и возрастает и - поскольку они представляют собой утечку - сдерживают экономический подъем. Когда ЧНП сокращается, в период спада налоговые поступления автоматически сокращаются и это сокращение смягчает экономический спад. То есть с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту. Используя обозначения рисунка, низкий уровень национального продукта ЧНП3 автоматически вызовет появление стимулирующего бюджетного дефицита; высокий, связанный с инфляцией уровень продукта ЧНП2 автоматически вызовет появление сдерживающего бюджетного излишка.
Исходя из рисунка ясно, что если налоговое поступление энергично изменяется вслед за изменением величины ЧНП, наклон линии Т на рисунке будет крутым и вертикальное расстояние между Т и G - то есть дефициты или излишки - будут больше. И наоборот, если налоговые поступления будут изменяться очень незначительно при изменениях ЧНП, наклон будет отлогим, и элементы встроенной стабильности будут незначительными.
Не вызывает сомнение, что встроенная стабильность, обеспечиваемая нашей налоговой системой, смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП. Все, что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции инфляции или спада сколь либо значительных масштабов требуется дискреционные фискальные мероприятия со стороны конгресса - то есть изменение налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.
2. Государственные расходы и объем ВВП.
Государственный бюджет-смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. Т.о. в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи(TR), инвестиции(I).
Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Она основана на манипулировании доходной и расходной частями государственного бюджета. К основным государственным расходам относятся:
1. социальные выплаты;
Под дискреционной фискальной
политикой понимается сознательное
регулирование государством уровня
налогообложения и
Для анализа этого
воздействия воспользуемся
"Воздействие государственных
расходов на объем
Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия фискальной политики на совокупный спрос, а именно: допустим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос, государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен нулю.