Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:14, контрольная работа
Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
- Ассоциативные группы -
добровольные объединения,
- Неассоциативные группы - неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты).
3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Одноцелевые
- Многоцелевые.
Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.
Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп являются также общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.
В движения включаются граждане,
не удовлетворенные деятельностью
тех или иных государственных
институтов, не желающие ограничивать
себя уставными нормами и
Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.
Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:
1. Отсутствие единой программы, устава.
2. Непостоянство участников.
Движения подразумевают
3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
4. Добровольность участников на основе солидарности.
Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.
Классификация общественно-политических движений:
1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные
2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские
3. По масштабу: местные, региональные, международные
4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.
5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.
Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные , спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей -- от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.
Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.
26. Типология партий
Мир политических партий многообразен
и изменчив: одни из них доминируют
на политической сцене, другие только
обозначают своё присутствие на ней;
одни партии включают в свои ряды миллионы
граждан, другие довольствуются несколькими
тысячами членов. Никакая типология
не может исчерпать всего
В политической науке существуют
различные системы
Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.
Структура представляет собой наиболее синтетический компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.).
В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе.
Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства, органы руководства.
На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.
Партийные системы
Политические партии возникают
для представительства и
Партийные системы различаются
по количественному и
При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
Двухпартийная система состоит
из нескольких партий с заметным преобладанием
двух наиболее влиятельных; обеспечивает
возможность создания стабильного
правительства, опирающегося на поддержку
парламентского большинства, поскольку
победившая на выборах партия обладает
абсолютным большинством депутатских
мандатов. Система имеет и недостатки,
главный из которых – возможность
смены политического курса на
очередных выборах в случае победы
оппозиционной партии. Классическими
примерами двухпартийной
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.
Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:
а) число членов
партии; б) количество избирателей,
проголосовавших за нее; в)
число депутатских мандатов,
полученных партией на выборах.
По политическому весу выделяются четыре типа партий:
мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих
выборах;
доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.
Выделяются партийные системы:
основанные на партиях
с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным
доминированием в течение длительного
времени одной правящей партии (например,
либерально-демократическая
1980-х годах);
с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;
основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.
Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Отмена крепостнических
порядков, ускоренная индустриализация
народного хозяйства, формирование
общероссийского рынка
партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;
проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;
партии либеральной ориентации
– выражали интересы буржуазии. Ввиду
своей слабости, обусловленной
Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.
После Октябрьской революции
(1917) в стране установилась монополия
Коммунистической партии на власть, которая
сохранялась до конца 80-х годов
ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР
о руководящей роли партии в обществе
создала юридические
В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже насчитывалось около 300.
Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в.
И тогда и теперь
мы видим кризис экономической
и политической системы, всего
общества, ослабление государственного
диктата, становление более
Резкая поляризация общества, значительное дистанцирование социальных групп, безусловно, способствуют образованию партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные социальные интересы, которые требуют политического оформления. Сегодня наличие множества партий большинству из нас кажется вполне обычным явлением. Но стоит вспомнить, что еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.