Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:14, контрольная работа
Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
Политика перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их числе едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и объединения, «инициативные» организации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).
Можно определить следующие пути становления партийной системы в Российской Федерации:
развитие многопартийности
во многом идет от различных объединений
кружкового, клубного типа, организованных
представителями элиты –
часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;
ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);
некоторые партии представляют
собой «второе издание» ранее
существовавших партий, что создает
видимость преемственности
иные партии возникли как новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканская партия, Партия российского единства и согласия).
В соответствии с традицией,
сложившейся в мировой
Правые выступают за создание
сильного национального российского
государства, за особый, отличный от Запада
путь развития России. К ним относятся
различные политические силы: от движения
«Русское национальное единство» и
Конституционно-
В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».
Разнообразна палитра левых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.
Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению с предыдущим избирательным циклом расстановка политических сил в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью в начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.
В анализе современного этапа развития политических партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие факторы:
1) широкие слои населения
убеждены в том, что
2) большинство партий
не имеют четкой
3) слаба организационная
структура партий, зачастую отсутствуют
местные организации.
4) отсутствует сплоченность
внутри партий и движений, в
них идет постоянная борьба
за влияние, руководящее
5) слаба связь политических
партий с избирателями (зачастую
полная оторванность от них). Представители
многих партий и движений, пройдя
на выборах в органы власти,
сразу же забывают о своих
обещаниях избирателям.
До парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной системы, в рамках которой конкурируют «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью.
27 ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
В России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.
Первая означает, что депутатские
мандаты при выборах в
Мажоритарная система
имеет одночленные
В одночленных округах
есть преимущество, заключающееся в
возможности объединения
Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
При выборах по производственному
принципу у кандидатов и партий исчезает
необходимость искать поддержки
у властей и финансовых структур.
Для избирательной кампании по месту
работы кандидатам не потребуется ни
копейки! Не менее важно также, что
избиратели всегда будут хорошо знать,
за кого они голосуют - ведь это будут
их коллеги! - легко смогут контролировать
избранных ими депутатов и
отзывать, если депутаты станут защищать
чужие интересы. При территориальных
выборах избиратели округов, работая
в различных местах, сорганизоваться
для контроля над депутатами практически
не способны. При выборах на производственной
основе уже не будет иметь значения,
сколько в стране партий, отпадает
и проблема кворума избирателей.
Невозможной сделается и
Таким образом, выборы на обсуждаемой
основе способны подорвать господство
номенклатуры и мафии над законодательной
властью, а вслед за нею - над исполнительной
и судебной. Система выборов по
производственному принципу уже
хорошо отлажены в мире. Они применяются
при формировании центральных правлений
крупных концернов, имеющих много
филиалов, правлений кооперативных
объединений и федераций
Формы участия в политических процессах. Электорат.
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия”.
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
В самом общем виде
многообразие форм и
Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы политического участия на «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.), промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.) и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан к политике.
В самом общем виде
различают мобилизованное и
Разновидности автономного
политического участия,
Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.
К наиболее распространенному
типу относится электоральное
Многочисленные исследования
показали, что на предпочтения избирателей
влияет множество факторов (пол, возраст,
конфессиональная принадлежность, особенности
первичной социализации и др.), но
существуют некоторые общие тенденции
поведения отдельных
Безусловно, вышеперечисленные
тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель
под влиянием сиюминутных настроений
и впечатлений стремительно меняет
свои ориентации и предпочтения. Не
случайно некоторые, не лишенные чувства
юмора, политологи сравнивают характер
среднестатистического
Политическому участию противостоит
такой тип политического