Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:52, реферат
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия «государство»
1.1 Термин «государство», его значение и понимание в современной литературе
1.2 Исторические пути возникновения государства
1.3 Исторические формы «государства»
Глава 2. Формы государственного правления современных государств
2.1 Признаки современного государства
2.2 «Традиционные» формы государственного правления
2.3 Российская Федерация: пути развития государственного правления
Заключение
Список использованных источников и литературы
Различают следующие разновидности монархии:
1) Абсолютная монархия
типична для позднего
Для абсолютной монархии характерен
авторитарный политический режим, а
государственный режим
Если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию.
Россия тоже в своё время была и монархией и абсолютной монархией: с самого дня основания Древнерусского государства до 1917 года, когда у власти находились либо князья, либо цари.
2) Дуалистическая монархия
- это первоначальная форма
Россия за всё время
своего существования никогда не
была дуалистической монархией. Однако
она была близка к этому в 1682 году,
когда царским престолом
Как и для абсолютной монархии, дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
3) Парламентарная форма
правления существует обычно
в высоко развитых
Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы.
Такая система отношений
между монархом, парламентом и
правительством характеризует парламентарный
режим, или парламентаризм. Однако этот
государственный режим
Три разновидности монархической формы правления представляют только основную классификацию. Наряду с ними, а также в их рамках существуют и другие.
В целом институт монархии - это феодальный пережиток, а для некоторых стран - пережиток еще более древних традиций. Однако, как отмечалось, в развитых странах сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь этот институт не оказывает, хотя и здесь при соответствующих условиях могут быть использованы в тех или иных целях резервные, «спящие» полномочия короля - такие, которые перечислены в конституции, но им не пользуются. Но они могут быть гальванизированы при чрезвычайных обстоятельствах. Таким образом, монархическая форма правления в тех или иных целях зависит не столько от конституционных положений, сколько от личности монарха, от традиций страны, от отношения ее населения к монарху.
При оценке монархического правления с точки зрения соответствия идеальной модели государства бросается в глаза вопиющая несправедливость в принципе замещения должности главы государства по принципу наследования без учёта его реальных возможностей и заслуг. Однако в монархии есть и положительные моменты: Во-первых, правитель государства получает надлежащею подготовку с детских лет и в этом смысле является профессиональным лидером. Во-вторых, при заключении династического брака происходит своего рода генетический отбор, селекция лидеров.
В-третьих, монарх воспринимается как символ единства нации, гарант законности, настоящий хозяин своего государства. В-четвёртых, монархия отличается значительной внутренней стабильностью.
Республика, форма правления,
при которой глава государства
(напр., президент) избирается населением
или специальной избирательной
коллегией. Законодательная власть
принадлежит выборному
В отличие от монархии при
республиканской форме
Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме), республиками являлись многие города государства в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен - в Германии). Но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стали США,
Республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.
Известны парламентарные и президентские республики.
Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее.
И законодательная власть, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Главный признак данной формы
правления - отсутствие ответственности
исполнительной власти перед парламентом
за проводимую политику, Парламент
не может смещать ее должностных
лиц, если они не нарушили закон. Для
своей деятельности они не нуждаются
в политическом доверии парламента.
Поэтому в президентских
Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.
К парламентарной форме правления
можно отнести все
Главный признак парламентарной
республики, как и парламентарной
монархии, - политическая ответственность
правительства перед
Вместо ухода в отставку
правительство может
При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный и министериальный.
Недостатки парламентарной
республики сводятся, во-первых, к крайней
фрагментарности партийной
Россия с 1917 года управлялась парламентом (Временное Правительство, ЦК КПСС), вплоть до 1991 года, только теоретически, фактически же власть принадлежала верхушке партии.
Смешанная (полу президентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики.
Гибридные формы республики
обладают определенными позитивными
чертами: они обеспечивают стабильность
правительства, противостоят его замене
по разным конъюнктурным, партийным
соображениям, исключают министерскую
чехарду, свойственную некоторым парламентарным
республикам. С другой стороны, система
сдержек и противовесов, усиливается
президентская власть, и ее носители
иногда обнаруживают тенденции к
авторитаризму. Сторонниками смешанных
форм правления движет идея укрепления
государственности путем
На сегодня в Конституции
РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст.
1 части 1 говорится: Российская Федерация
- Россия есть демократическое федеративное
государство с республиканской
формой правления. Президент РФ является
главой государства (ст. 11 часть 1), т.е.
Конституция устанавливает
Существует еще одна разновидность
республиканской формы
1) верховенство и полновластие
советов либо представительных
органов под иными
2) советы всех ступеней
образуют единую систему,
3) поскольку депутаты
советов выполняют свои
Данная форма правления
напоминает парламентарную республику,
правительство формируется «
Россия ровно 73 года была советской республикой (времена СССР), периодически отклоняясь то к демократическому («Хрущёвская оттепель»), то к тоталитарному (правление И.В.Сталина) режимам.
2.3 Российская Федерация:
пути развития
Сущность — это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования.
Информация о работе Государство,его основные признаки, формы правления