Государство,его основные признаки, формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:52, реферат

Описание

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия «государство»
1.1 Термин «государство», его значение и понимание в современной литературе
1.2 Исторические пути возникновения государства
1.3 Исторические формы «государства»
Глава 2. Формы государственного правления современных государств
2.1 Признаки современного государства
2.2 «Традиционные» формы государственного правления
2.3 Российская Федерация: пути развития государственного правления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат..docx

— 50.61 Кб (Скачать документ)

Различают следующие разновидности  монархии:

1) Абсолютная монархия  типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного  строя вызревают зачатки индустриального.  Характеризуется она тем, что  в руках монарха сосредотачивается  вся полнота государственной  власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить  административной деятельностью  или назначать для этого правительство,  вершит высший суд. Т.е. монарх  персонифицирует государство, сплачивая  граждан, объединяя их в единое  целое. «Государство - это Я», - формула  государства короля Франции Людовика XIV. Никаких ограничений его власти  нет, по крайней мере, юридических,  хотя политические, морально этические,  религиозные и иные могут присутствовать  и обычно в той или иной  мере присутствуют. Подданные изначально  юридически бесправны, поскольку  монарх не наделил их какими- то правами и не отобрал  эти права.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а  государственный режим именуется  абсолютизмом.

Если вместо интересов  всех монарх преследует личные, корыстные  интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию.

Россия тоже в своё время  была и монархией и абсолютной монархией: с самого дня основания  Древнерусского государства до 1917 года, когда у власти находились либо князья, либо цари.

2) Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь  наблюдается уже возникающее  или даже довольно развитое  разделение властей, во всяком  случае, отделение законодательной  власти от исполнительной. Законодательная  власть принадлежит в принципе  парламенту, который избирается  подданными или определенной  их частью, если избирательное  право - цензовое. Исполнительная  власть принадлежит монарху, который  может осуществлять ее непосредственно  или через назначаемое им правительство.  Судебная власть принадлежит  монарху, но может быть и  более или менее независимой.  К дуалистическим монархиям относят  политический строй Марокко, Иордании, Таиланда, Непала, Малайзии.

Россия за всё время  своего существования никогда не была дуалистической монархией. Однако она была близка к этому в 1682 году, когда царским престолом владели  братья Пётр и Иван Романовы.

Как и для абсолютной монархии, дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный  же режим может характеризоваться  как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение  компромисса между властвующей  феодальной верхушкой общества и  остальной его частью, в котором  преобладание все же остается за монархом и его окружением.

3) Парламентарная форма  правления существует обычно  в высоко развитых государствах, где переход от аграрного строя  к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и т.д.).

Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании  принципа верховенства парламента над  исполнительной властью, демократической  или, по крайней мере, либеральный  демократический режим.

Монарх при данной форме  правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно  ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право по указанию правительства. Как  правило, он лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим  министром, без чего не имеют юридической  силы.

Такая система отношений  между монархом, парламентом и  правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует  только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет  абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное  правительство.

Три разновидности монархической  формы правления представляют только основную классификацию. Наряду с ними, а также в их рамках существуют и другие.

В целом институт монархии - это феодальный пережиток, а для  некоторых стран - пережиток еще  более древних традиций. Однако, как отмечалось, в развитых странах  сколько-нибудь существенного влияния  на политическую жизнь этот институт не оказывает, хотя и здесь при  соответствующих условиях могут  быть использованы в тех или иных целях резервные, «спящие» полномочия короля - такие, которые перечислены  в конституции, но им не пользуются. Но они могут быть гальванизированы при чрезвычайных обстоятельствах. Таким образом, монархическая форма  правления в тех или иных целях  зависит не столько от конституционных  положений, сколько от личности монарха, от традиций страны, от отношения ее населения к монарху.

При оценке монархического правления с точки зрения соответствия идеальной модели государства бросается  в глаза вопиющая несправедливость в принципе замещения должности  главы государства по принципу наследования без учёта его реальных возможностей и заслуг. Однако в монархии есть и положительные моменты: Во-первых, правитель государства получает надлежащею подготовку с детских  лет и в этом смысле является профессиональным лидером. Во-вторых, при заключении династического брака происходит своего рода генетический отбор, селекция лидеров.

В-третьих, монарх воспринимается как символ единства нации, гарант законности, настоящий хозяин своего государства. В-четвёртых, монархия отличается значительной внутренней стабильностью.

Республика, форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной  коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному  органу (парламенту). Большинство современных  государств являются республиками.

В отличие от монархии при  республиканской форме правления  единственным источником власти по закону является народное большинство. Сама «республика» (от лат. res publica- общественное дело) - это  такая форма правления, которая  характеризуется выборностью главы  государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления  использовалась в древнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме), республиками являлись многие города государства в средние века (Дубровник  в Югославии, Бремен - в Германии). Но наиболее широкое распространение  эта форма получила в Новое  время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с  такими революциями, стали США,

Республика - наиболее демократическая  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу  государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

Известны парламентарные и президентские республики.

Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее.

И законодательная власть, и исполнительная власть в президентской  республике получают свой мандат непосредственно  от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции  с функциями главы государства. Министров и других назначенных  им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать  самостоятельно: нельзя заставлять его  работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы  правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед парламентом  за проводимую политику, Парламент  не может смещать ее должностных  лиц, если они не нарушили закон. Для  своей деятельности они не нуждаются  в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках  мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся  тем, что президент принадлежит  к одной партии, а большинство  в парламенте другое. Президентская  форма правления в свою очередь  не является безупречной. Во-первых, в  отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей. Во- вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большей зависимости от законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

Государственный режим при  этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств  значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее  или слабее, но качества государственного режима это не меняет.

К парламентарной форме правления  можно отнести все вышесказанное  о парламентарной монархии, за исключением  вопроса о главе государства.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта - часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его  главе, влечет отставку всего правительства.

Вместо ухода в отставку правительство может потребовать  от президента распустить парламент (его  нижнюю палату) и назначить новые  выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных  режима - парламентарный и министериальный.

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней  фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую  коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы  даже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской  коалиции большинства. Это может  оказаться не менее пагубным, чем  тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти. Во-вторых, вполне реальной может оказаться  угроза тирании, которую в состоянии  создать простое парламентское  большинство, т.е. эффективность, стабильность парламентских форм правления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системой.

Россия с 1917 года управлялась  парламентом (Временное Правительство, ЦК КПСС), вплоть до 1991 года, только теоретически, фактически же власть принадлежала верхушке партии.

Смешанная (полу президентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики.

Гибридные формы республики обладают определенными позитивными  чертами: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным  соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам. С другой стороны, система  сдержек и противовесов, усиливается  президентская власть, и ее носители иногда обнаруживают тенденции к  авторитаризму. Сторонниками смешанных  форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации  способов организации и взаимоотношений  высших органов государственной  власти, центральных и местных  властей. Эти проблемы стоят особенно остро для вновь образовавшихся государств.

На сегодня в Конституции  РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской  формой правления. Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1), т.е. Конституция устанавливает смешанную  форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики.

Существует еще одна разновидность  республиканской формы правления - советская республика. Хотя данная форма применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как  правило, тоталитарный, т.е. максимально  удаленный от демократического. С  точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

1) верховенство и полновластие  советов либо представительных  органов под иными наименованиями, все остальные государственные  органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчетны им (включая подчас даже суды);

2) советы всех ступеней  образуют единую систему, внутри  которой существуют отношения  руководства и подчинения;

3) поскольку депутаты  советов выполняют свои функции,  не оставляя основной работы, сессии советов - редкие и краткие,  а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.

Данная форма правления  напоминает парламентарную республику, правительство формируется «парламентом»  и юридически ответственно перед  ним. Но никакого баланса властей  здесь нет: роспуск «парламента» в случае правительственного кризиса, если таковой случится, не предусмотрен. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового  народа, воплощенный в советах. Советы должны соединять в своих руках  и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве  случаев признается, однако чисто  декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемость судей  даже по конституции сводят эту независимость  на нет.

Россия ровно 73 года была советской республикой (времена  СССР), периодически отклоняясь то к  демократическому («Хрущёвская оттепель»), то к тоталитарному (правление И.В.Сталина) режимам.

 

2.3 Российская Федерация:  пути развития государственного  правления

Сущность — это главное  в предмете, то, что характеризует  его на протяжении всего его существования.

Информация о работе Государство,его основные признаки, формы правления