Государство,его основные признаки, формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:52, реферат

Описание

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия «государство»
1.1 Термин «государство», его значение и понимание в современной литературе
1.2 Исторические пути возникновения государства
1.3 Исторические формы «государства»
Глава 2. Формы государственного правления современных государств
2.1 Признаки современного государства
2.2 «Традиционные» формы государственного правления
2.3 Российская Федерация: пути развития государственного правления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат..docx

— 50.61 Кб (Скачать документ)

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства  выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: охрана частной  собственности рабовладельцев и  создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики; идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции  рабовладельческое государство  осуществляло в той мере, в какой  они соответствовали интересам  господствующего класса.

Формой организации рабовладельческой  государственной власти были унитарные  монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она  пришла на смену республиканской  форме правления, и долгое время  несла на себе ее черты. Но в III в. Древний  Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская  форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов  государства участвовало все  свободное население. Второй вид  — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах  высших органов государственной  власти принимали участие представители  крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое  право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования  соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права  и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной  собственности. Оно пережило рабовладельческую  эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального  государства выступала собственность  феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Феодальное государство  было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В  своем развитии оно прошло ряд  стадий: децентрализованной феодальной раздробленности; усиления централизации  и установления сословно-представительной монархии; централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

В государственный аппарат  феодального государства входили  войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору  налогов, суды. Доминирующей формой феодального  государства была монархия различных  видов. Республиканская форма правления  существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и  др.). ……На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться  буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых  отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций.

Россия была феодальным государством с древних времён до 1861 года, когда  сеньоре-вассальные отношения регулировались крепостным правом.

Но вскоре и феодализму пришёл конец. Начали всерьёз задумываться о создании сверх идеального государства, в котором главное место будет занимать человек. Его назвали социалистическим. Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о государстве  диктатуры пролетариата заложили в  своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс  и В. И. Ленин. Широкий демократизм  пролетарского государства основан  на системе Советской власти, при  которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое  время. Избираемые депутаты наряду с  представительными (законодательными) функциями осуществляют и функции  исполнительные. Иначе говоря, т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные  буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений. ……Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти, ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность  всего общества. Этим актом он освобождает  средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно  в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному  плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных  общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного  производства, отмирает политический авторитет государства. …….Политический переворот октября 1917 года положил  начало переходному периоду диктатуры  пролетариата в нашей стране. В  последующем в СССР боролись противоположные  тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм.

На протяжении всего существования  государства оно характеризовалось  разнообразными формами и способами  существовании. В одни времена государство  существовало для человека, а в  другие - человек для государства.

 

 

Глава 2. Формы государственного правления современных государств.

 

2.1 Признаки современных государств

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому  из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие  признаки:

1) Наличие публичной власти (совокупность аппаратов управления  и подавления). Государственную власть  в обществе осуществляет особый  слой людей, которые наделены  государственно-властными полномочиями.

2) Административно-территориальная  организация населения. Смысл  — в наилучшей (рациональной) организации государственной власти  и управления на занимаемой  территории.

3) Население. Характеризует  принадлежность людей к данному  обществу и государству (реализуется  через институт гражданства).

4) Государственный суверенитет.  Независимость государственной  власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно  и свободно решать все государственные  дела. Государственный суверенитет  имеет две стороны: внешнюю  (самостоятельность и независимость  во внешних делах страны, недопустимость  вмешательства во внутригосударственные  дела извне, кроме ограниченного  числа случаев, предусмотренных  международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию  внутри страны в пределах всей  государственной территории). Суверенитет  может быть формальным, когда  он провозглашается юридически  и политически, а фактически  не осуществляется в силу зависимости  от другого государства, диктующего  свою волю. В некоторых случаях  можно говорить об ограничении  государственного суверенитета, которое  может быть добровольным и  принудительным.

5) Налоговая система –  общеобязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в установленных  размерах и в определенные  сроки. Налоги необходимы для  содержания государственного аппарата, поддержания обороноспособности  государства, развития науки и  культуры, социальной защиты населения.

6) Государственная территория  — часть земного шара, находящаяся  под суверенитетом определенного  государства. В ее состав входят: суша с ее недрами, водные  территории, а также лежащие над  сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды. Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами — продолженными в натуре или воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

7) Правотворческая деятельность, реализующая тесную связь государства  с правом. Законодательство - это  особые социальные нормы, закрепленные  в издаваемых государственной  властью нормативно-правовых актах:  законах, указах, постановлениях. Такие  нормы называются юридическими, а систему, их содержащую, принято  называть законодательством.

8) Государственные символы  – герб, флаг, гимн.

9) Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения.  Диапазон государственного принуждения  простирается от ограничения  свободы до физического уничтожения  человека. Возможность лишить граждан  высших ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государства,  имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы  — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

10) Обязательность членства  в государстве. В отличие, например, от такой политической организации,  как партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

11) Претензия на представительство  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий  — государств, не претендует на  представительство и защиту всех  граждан и не обладает для  этого необходимыми средствами.

Это признаки государства-идеала. По отдельности они присутствуют у большинства современных государств, но собранными воедино – таких  государств не существует.

Определение общих признаков  государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных  отношений. Лишь на основе обладания  качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном  праве выделяются 3 минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения  и эволюции.

Государство — одно из самых  совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая  часть известной нам истории  народов — это полная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных  образований, об изощренной борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных , ни самих себя.

С первых и до последних  дней своей жизни человек в  большей или меньшей степени  зависит от государства, призванного  защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных  норм и правил. Возникший еще в  античных государствах, исполненный  трагизма конфликт между стремящейся  к свободе человеческой личностью  и жестокими ограничениями, налагаемыми  на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день.

2.2 «Традиционные» формы  государственного правления

Каждое государство в  современном мире отличается от других целым набором специфических  черт и характеристик, сложившихся  под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и  этнических конфликтов, международных  факторов. При всей разнородности  современных государств их можно  подразделить на два самых общих  типа: монархия и республика.

Термин «монархия» греческого происхождения («монос»- один, «архее» - власть) и означает единовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое  государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним  лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул  монарха, принадлежит роду или «царствующему  дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.

Монархия, государство, главой которого является монарх. Наиболее ярким  примером монархии в древности является Священная Римская империя; все  европейские монархии были в большей  или меньшей степени выборными. В современную эпоху существуют государства с конституционной  монархией (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах  глава государства является одновременно религиозным главой.

Информация о работе Государство,его основные признаки, формы правления