Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:32, реферат
В данной работе я постараюсь проследить основные моменты в развитии гражданского общества и местного самоуправления в Российской Федерации. Для анализа этих категорий мною будет использован исторический метод, позволяющий проследить некоторые особенности существования этих институтов на современной политической арене. На основании данных изучения официально-правовых документов, используя метод контент-анализа, я постараюсь выделить наиболее значимые факты относительно государственной политики в области местного самоуправления в РФ, а также выделить некоторые особенности гражданского общества в России. На основе полученной информации, используя сравнительный метод, я постараюсь сделать некоторые выводы относительно взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления в современной России.
1. Введение…………………………………………………………………………………….1
2. Государственная политика в области местного самоуправления в РФ……...2
3. Гражданское общество в РФ и его особенности…………………………………6
4. Гражданское общество и местное самоуправление в РФ: принципы взаимодействия…......................................................................................................................8
5. Заключение………………………………………………………………………………...11
6. Список использованной литературы……………………………………………….12
Гражданское
общество и местное
самоуправление в
РФ: принципы взаимодействия
Аналитическая
справка по курсу Теории политики
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Государственная политика в области местного самоуправления в РФ……...2
3. Гражданское общество в РФ и его особенности…………………………………6
4. Гражданское общество
и местное самоуправление в РФ: принципы
взаимодействия…...............
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной
литературы……………………………………………….
Введение
Проблеме развития гражданского общества в современной России уделяется большое внимание, ведь гражданское общество- это неотъемлемый институт демократического правового государства. Успешное развитие гражданского общества невозможно без существования отлаженного механизма работы органов местного самоуправления.
В данной работе я постараюсь проследить основные моменты в развитии гражданского общества и местного самоуправления в Российской Федерации. Для анализа этих категорий мною будет использован исторический метод, позволяющий проследить некоторые особенности существования этих институтов на современной политической арене. На основании данных изучения официально-правовых документов, используя метод контент-анализа, я постараюсь выделить наиболее значимые факты относительно государственной политики в области местного самоуправления в РФ, а также выделить некоторые особенности гражданского общества в России. На основе полученной информации, используя сравнительный метод, я постараюсь сделать некоторые выводы относительно взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления в современной России.
Таким
образом, основная цель и задача данного
исследования - прояснить каким образом
взаимосвязаны гражданское общество и
местное самоуправление в РФ? И каковы
основные особенности и трудности их взаимодействия
Государственная политика в области местного самоуправления в РФ
На мой взгляд, для того чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы, прежде всего, следует обратиться к данным, содержащимся в официально-правовых документах. Важную роль в деле регулирования местного самоуправления имеют Указы Президента, определяющие основные направления развития данного института власти. Еще до принятия Конституции РФ вышел Указ Президента Российской Федерации №1616 от 9 октября 1993г. «О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления». Россия, начавшая стремительное развитие по демократическому пути нуждалась в становление местного самоуправления как неотъемлемой части данного развития. Президент России поручил Правительству разработать проект программы развития местного самоуправления и подготовить квалифицированные кадры для осуществления власти на местах. Была создана специальная комиссия для работы по данному направлению. Созданные в ее составе проблемные группы в своей работе столкнулись с рядом препятствий, мешавшему успешному проведению в жизнь программы становления в России нового института публичной власти на местах.
Сложность в построении
Столь
характерная черта для
Принципиально новый по
Ратификация Россией Европейской хартии местного самоуправления в 1998 г. подтверждает соответствие его организации международно-правовым стандартам.
Являясь эффективной формой организации людей, местное самоуправление предоставляет гражданам широкие возможности в принятии участия по вопросам отправления власти, выражения собственной политической позиции. Таким образом, местное самоуправление является важным институтом гражданского общества. Кроме того, государство видит в местном самоуправлении специфическую форму организации власти. Государство же в свою очередь обязано обеспечивать права граждан на осуществление местного самоуправления и защищать правовыми средствами всю сферу местного самоуправления в целом. Возможность активного участия граждан в местном самоуправление представляется мне одной из наиболее важных характеристик данного понятия в демократическом обществе. Психологическая сторона этой характеристики необычайно важна. Ведь сфера местного самоуправления становится сферой преодоления взаимной отчужденности, социального одиночества людей. Человек, согласно Аристотелю, как «существо политическое » нуждается в отождествлении себя с той или иной группой, и именно местное самоуправление, на мой взгляд, открывает для него широкие возможности политического участия, альтернативы политического развития его собственного региона проживания.
Так, Конституция РФ в статье 131 подтверждает право граждан на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.5 Но существует ряд требований к структуре органов местного самоуправления, закрепленных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этому документу обязательно наличие представительных выборных органов, подотчетность главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления населению, запрет образования органов местного самоуправления, назначений на должности местного самоуправления сверху – государственными органами и должностными лицами.
Для того, чтобы обеспечить реализацию данных положений на практике, согласно Указу Президента Российской федерации № 531 от 29 мая 1997г., было предусмотрено
образование на базе Совета при Президенте Российской Федерации по местному самоуправлению, являвшегося номинальным совещательным органом, Совета по местному самоуправлению, ставшего федеральным координационным центром.6 Возглавляемый лично Президентом, Совет занимался разработкой государственной политики в области местного самоуправления. Хочется обратить особое внимание на то, что Членам Совета было предоставлено право личного участия в работе органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На мой взгляд, именно это позволило членам Совета учесть все исторические и культурные особенности российских субъектов, способствуя тем самым укреплению стабильности в регионах.
Реализация
государственной политики в области
местного самоуправления осуществлялась
при непосредственном участии и контроле
Президента. Выступая в 2002 г. с ежегодным
Посланием Федеральному Собранию РФ, президент
В. Путин заявил:«…в течение длительного
времени федеральная власть практически
не уделяла внимания проблемам местного
самоуправления.…Хотел бы еще раз подчеркнуть:
без дееспособного местного самоуправления
эффективное устройство власти в целом
считаю невозможным».7 Таким образом,
вопросы, касающиеся местного самоуправления,
Президент относит к ряду приоритетных
в области внутренней политики России.
Гражданское
общество в РФ и
его особенности
Значительное внимание, уделяемое в настоящее время Российским правительством вопросу местного самоуправления, говорит о том, что в нашей стране идет активное посторенние и укрепление позиций гражданского общества. Понятие местного самоуправления и гражданского общества неразрывно связанны между собой.
Что же нам известно о пути становления гражданского общества в современной России и о современной интерпретации данного понятия в целом?
Замечу, что в отечественной правовой
и юридической науке нет
Мнение большинства отражает сущность гражданского общества в свете негосударственной системы общественных структур, институтов, отношений, выражающей все многообразие интересов и потребностей людей. В рамках структурно-функционального подхода сущность гражданского общества сводится к консолидации индивидов в сообщества на основе социального общения, сплоченности, т.е. с ориентировкой на психологические параметры данного понятия.8 Каждый из подходов отражает определенную грань понятия гражданского общества, но ключевым, на мой взгляд, является негосударственный аспект в его понимании. Гражданское общество ассоциируется с институтами, общностями, объединениями, действующими без прямого вмешательства со стороны государства. Однако существует определенная связь гражданского общества и государства. Невозможно представить существование гражданского общества без существования государства, а для создания и развития демократического общества имеет огромное значение гражданское общество.
Учитывая же исторические традиции России, следует отметить значительную роль государства в его становлении. Галина Авцинова анализирует особенности российского гражданского общества на основе следующих критериев:
- отношение индивидов к власти
- отношение государства к гражданам
- специфика
утверждения прав и свобод.9
Исходя из выше перечисленных критериев, следует отметить сакральное отношение к власти российских граждан. Так называемая привычка подчиняться, укрепившаяся в сознании россиян за долгие годы авторитарного правления, тормозит развитие институтов гражданского общества, ограничивающих компетенцию государства, прежде всего института местного самоуправления. Сознание российского гражданина не успело перестроиться на новые основы, еще не сформирована соответствующая политическая культура.
Кроме
того, специфика отношений власти
и личности в российском
Стоит привести конкретный
Информация о работе Гражданское общество и местное самоуправление в РФ: принципы взаимодействия