Гражданское общество и местное самоуправление в РФ: принципы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:32, реферат

Описание

В данной работе я постараюсь проследить основные моменты в развитии гражданского общества и местного самоуправления в Российской Федерации. Для анализа этих категорий мною будет использован исторический метод, позволяющий проследить некоторые особенности существования этих институтов на современной политической арене. На основании данных изучения официально-правовых документов, используя метод контент-анализа, я постараюсь выделить наиболее значимые факты относительно государственной политики в области местного самоуправления в РФ, а также выделить некоторые особенности гражданского общества в России. На основе полученной информации, используя сравнительный метод, я постараюсь сделать некоторые выводы относительно взаимодействия гражданского общества и местного самоуправления в современной России.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………….1
2. Государственная политика в области местного самоуправления в РФ……...2
3. Гражданское общество в РФ и его особенности…………………………………6
4. Гражданское общество и местное самоуправление в РФ: принципы взаимодействия…......................................................................................................................8
5. Заключение………………………………………………………………………………...11
6. Список использованной литературы……………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

На_мой_взгляд1.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

   В целом можно сказать, что в России за последние 10 лет сложились неплохие предпосылки для развития гражданского общества. И несмотря на то, что на его пути возникают трудности, процесс становления этого института в России идет с ускоряющимися темпами. Если взять во внимание тот факт, что данном этапе его развития в стране все еще отсутствует должное количество неправительственных организаций, независимых СМК и крупных негосударственных экономических объединений, то можно предположить что построение гражданского общества в рамках единой социальной структуры - задача долговременной перспективы.    
 
 

  Гражданское общество и местное самоуправление в РФ: принципы взаимодействия 

     Укрепление  негосударственной сферы жизни  общества, становление позиций гражданского общества, создание его общенационального представительства создает условия для эффективного взаимодействия государства и органов местного самоуправления. Создаются условия для оказания влияния на государство и его политику. Структуры гражданского общества играют в этом процессе весьма значительную роль, оказывая влияние на выработку законодательных и политических решений.12

     Пути  развития, как гражданского общества, так и местного самоуправления в  России существенно отличаются от принятых на западе «идеальных» моделей. Очевидно, что и способы их взаимодействия имеют ряд характерных нетипичных черт, вытекающих из трудностей  построения самих структур. 

            Прежде всего, для успешного  процесса их взаимодействия требуется  повышение уровня активности участия граждан, выражения собственной политической позиции.  Но, к сожалению, право на такую самореализацию не может быть гарантированно каждому. «Свобода гражданина в нашей стране заканчивается в тот момент, когда он принимает решение о вхождении в политику не в роли рядового избирателя, а в роли кандидата в депутаты, меры, губернаторы и тд. »13  Это и составляет трудность для взаимодействия гражданского общества с местным самоуправлением. С одной стороны, человек желает высказать свою жизненную позицию, возможно он  готов выдвинуть свою кандидатуру на выборы в местные органы власти, но, с другой стороны, опасается неправомерных действий  своих оппонентов. Или же другой пример:человек, ежегодно голосующий на выборах в местные органы самоуправления, с течением времени(и, соответственно сменой управляющих чиновников) не отмечает никаких изменений связанных с жизнью его города, района, двора, и в определенный момент он отказывается проявлять свою позицию и участвовать в процедуре избрания нового главы муниципалитета. На местном уровне, в отличие от федерального уровня, все действия властей очевидны, и если они не соответствуют политическим позициям большинства граждан, то уровень их активности сходит на нет, что губительно для гражданского общества.  

       «Российская политическая реальность с ее драматической пропастью между властью и обществом породила стойкое недоверие к власти именно у тех, кто полагается на собственные силы и возможности. Отсюда и отказ от активной политической позиции как не имеющего прагматического смысла, и нежелание изменений политического статус-кво».14 В подтверждение данной мысли можно воспользоваться примером Ю.В. Гуськова15 о событиях августа 1998г. Экономический кризис, повлекший за собой обнищание основной массы населения и потерю значительных капиталов российским средним классом, не вызвал взрыв недовольства граждан. Известие было воспринято, и граждане «продолжали довольствоваться ролью пассивных наблюдателей». Именно невозможность оказывать реальное воздействие на принятие политических решений приводит к снижению участия в работе органов местного самоуправления, а, следовательно, и ее эффективности. Проблема кажется сложной для решения, но уже сделаны первые шаги для устранения данного противоречия.

      Участники всероссийской конференции гражданских  организаций призвали к разработке более демократических уставов муниципалитетов, устанавливающих: Во-первых, достаточно большие представительные органы для предотвращения коррупции и обеспечения компетентности, во-вторых, главу администрации, нанимаемого представительным органом в соответствии с конкурсом, а также избрание представительного органа вышестоящего совета непосредственно населением.16 Повышение активности масс предусмотрено также за счет проведения обсуждения общественностью работы по реализации нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

           Во многих областях нашей страны общественные организации, такие как движение «За права  человека», пробуждают гражданское  сознание населения, и граждане сами влияют на жизнь в своих регионах. «…Поднятые правозащитником, депутатом Законодательного Собрания Калужской области Татьяной Коляр, жители города Обнинска не дали губернатору обмануть себя - отменить выборы мера города. Пикеты, митинги, обращения в суд. В результате Обнинский городской суд признал незаконным отказ от всенародных выборов мера города. Отменены поправки в городской устав, заменявшие всенародные выборы мэра голосованием  членов городского Собрания».17

     И таких примеров, активного взаимодействия, вмешательства структур гражданское общества  в ход политических процессов становится все больше, и становится очевидным, что  ситуация развивается в правильном направлении, а трудности, встречающиеся на пути, на мой взгляд, говорят о необходимой поддержке со стороны центральных властей.

     Именно  федеральная государственная власть должна оказывать помощь в развитии институтов местного самоуправления. Таким образом, будет создана  система взаимодействия личность-муниципалитет-федерация. Роль муниципалитета в этой схеме, безусловно, становится ключевой. «Ведь самоуправление в городах и поселках, демократия именно на местах издавна считается основой гражданственности и народовластия»18.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Проследив основные моменты в развитии гражданского общества и местного самоуправления в России, обозначив некоторые особенности существования этих категорий на современной политической арене, можно сделать следующие выводы касательно взаимодействия этих двух понятий.

      Развитое  местное самоуправление-это основа успешного развития гражданского общества в нашей стране. Именно местное самоуправление обеспечивает наибольшие возможности граждан для активного участия в политической жизни страны, выражения собственной позиции. Наличие самоценной личности, индивида, способного принимать решения и влиять на процессы, происходящие в государстве и за его пределами - непременная составляющая гражданского общества.

      На  данный момент в нашей стране нет  серьезных препятствий мешающих развитию местного самоуправления, а  следовательно и гражданского общества. За последнее десятилетие были созданы основные предпосылки для постепенного, но устойчивого развития этих институтов. Следует заметить, что в связи с историческими особенностями России этот процесс займет несколько больше времени, чем в странах Запада, развивающихся по несколько иному пути.

      Кроме того, учитывая те же исторические традиции, роль государства в развитии местного самоуправления России, признается чрезвычайно  важной и необходимой. Как это  ни парадоксально звучит, но именно центральным органам власти в нашей стране отводится основная роль в построении такого негосударственного института как гражданское общество.

      Таким образом, именно самоуправление является основой успешного построения гражданского общества. «…Более того, между ними обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость - муниципальная власть, местное самоуправление выступает в качестве важнейшего института гражданского общества, которое институализирует конституционный строй государства. Без муниципальной власти – нет гражданского общества».19            
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Кружков А.В. Местное самоуправление и становление гражданского общества в России .Реформы переходного периода./Под общей ред. Г.Ю.Семигина.- М.: ИСП РАН,2005 г.
  2. Яжборовская И.С. Развитие гражданского общества в странах Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы. Проблемы политической социологии. М.: ИС РАН,2005 г.
  3. Петухов О.А. Государственная политика в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Проблемы политической социологии. М.: ИС РАН,2005 г.
  4. Крутько Е.Е. Гражданское общество в современной России: проблемы и перспективы/Актуальные проблемы политической теории. М.: МГИМО(У) МИД РФ. 2003г.
  5. Всероссийская конференция гражданских организаций. Гражданское общество сегодня. Москва . 2003-2004г.
  6. Птушенко А. Место самоуправления в Российском государстве/Актуальные проблемы Европы: Сб. научных трудов. М., 2005г., №2: Дилеммы европейской демократии в начале XXI ст.
  7. Баймуратов М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости // Право и политика.2004.№3
  8. Местное самоуправление – основа гражданственности и народовластия. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на сессии Конгресса муниципальных образований// Журнал российского права. 2003.№12
  9. Газета региональных правозащитных организаций. За права человека. 2005. №22(40)
  10. Авцинова Г. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы.//Власть. 2001. № 2
  11. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий./Под ред. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ, 2003г.
  12. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития//Журнал Российского права. 2002.  №10
  13. Хабриева Т.Я.Современная конституция и местное самоуправление// Журнал Российского права. 2005. № 4.

         14. Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность/

Информация о работе Гражданское общество и местное самоуправление в РФ: принципы взаимодействия