Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:59, контрольная работа
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений."
Введение 3
1. Идеи гражданского общества как совокупность представлений 5
2. Гражданское обществе мало занимал вопрос русской юридической литературы 8
3. Самоорганизация гражданского общества 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
“Уфимский государственный нефтяной технический университет” в г. Салавате
Филиал ГОУ ВПО УГНТУ в г. Салавате
Политология
Контрольная работа
ОНД-240801-3.01.12 КР
Исполнитель: А.В. Машков
cтудент гр. МХз-09-21
Руководитель: Т.Ш. Ибрагимов
к.ф.н. доцент
Салават 2011
Введение
1. Идеи гражданского общества как совокупность представлений 5
2. Гражданское обществе мало занимал вопрос русской юридической литературы
3. Самоорганизация гражданского общества
Заключение
Список использованной литературы 14
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений." Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства”. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей. В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как для будущего юриста необходимо знать основы, на которых базируются возможности реализации правового государства. Сегодня стоит вопрос о принципиальном изменении характера правоотношений между государством, обществом и личностью. Этот вопрос поставил много проблем. Известно, что "любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства".
1 Идеи гражданского общества как совокупность представлений
О справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними мыслителями. Вместе с тем сегодняшнее понимание этого института связано с представлениями о нем, сформировавшимися в раннекапиталистическую эпоху XIX века; последние были связаны с распадом феодальных отношений и постепенным переходом к капиталистическим отношениям свободной конкуренции независимых, равноправных собственников. Начало дискуссии о соотношении общества и государства было положено еще в IV веке до н. э. такими великими философами, как Аристотель и Платон. Гражданское общество как философское определение было внесено в науку Аристотелем. Государство, размышлял он, есть совокупность граждан, гражданское сообщество; которое, однако, существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага, то есть существует такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, не неполноправных), которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни. Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому "общество и государство имеют органическую связь и общество без государства существовать не может"; таким образом, он допускал “лишь одну форму существования общества, что неминуемо должно привести к стагнации”. В отличие от своего ученика Платон считал, что “идеальное общежитие стоит выше государства и законодательства и не нуждается в них”.
Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Люди, считали они, находятся в хаотическом или "естественном" состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу "и не завися от чьей-либо воли".
Это состояние обладает рядом "неудобств". Для устранения их люди должны объединиться на договорных началах в "политическое или гражданское общество", наделив его определенной властью. В таком обществе договор" устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами" . При этом мыслители отождествляли гражданское общество с государством. Крупнейший из мыслителей итальянского Возрождения Николо Маккиавели представлял гражданское общество как совокупность противостоящих интересов ~ классовых, сословных, партийных. Здесь он не видел почвы для демократии, ибо последняя требует от народа должной этической основы. Он усматривает причину социальных и государственных перемен в порче или исправлении нравов. Общество, пораженное стяжательством и только с этим связывающее свое благополучие, общество, которое лишь изредка откликается на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским .Руссо считал, что через общественный договор человек переходит из состояния естественного в состояние гражданское, для которого характерны следующие качества, создающие личность: право собственности, гражданская свобода (ограниченная только общей волей) и свобода моральная, которая мешает ему поступать как гражданину, то есть по первому побуждению. Отсюда человек в гражданском обществе выступает в двух ипостасях: как гражданин, участвующий в верховной воле ч как подданный, вынужденный подчинять свою особенную волю государству. Английский философ Дж. Локк важнейшим компонентом перехода от естественного состояния к гражданскому обществу и государству называл частную собственность.
Главной функцией государства отсюда выступает охрана частной собственности, и потому эта охрана была и будет всегда первостепенной функцией государств и правительств. Отсюда Локк выводит право народа как суверена смещать правителей и устанавливать такой вид власти, который менее всего склоняется к авторитаризму. Для понимания сущности гражданского общества следует иметь в виду и тот постулат И. Канта, согласно которому общественное в человеке не может и не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, личностный интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет дела вообще. Ибо именно конкуренцией личных интересов движутся и саморазвитие личности, и прогресс общества. Когда каждый сам для себя приобретает имущество, потребляет и производит, он вместе с тем производит и для потребления других, и, таким образом, приобретается возможность всеобщего обеспечения средствами существования. Следовательно, вышесказанное не означает, что мыслители отождествляли гражданское общество с реально существующим государством, с реальными формами государственного управления. По теории общественного договора, которую они все поддерживали, законным считалось то правительство, учредить и повиноваться которому все граждане соглашались по доброй воле. "Любое же отклонение от этого требования, установление отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества". Подобное смешение основывалось на том, что государство в целом возникло из потребностей развития общества. Вместе с тем мыслители хорошо понимали, что реальное государство склонно подавлять гражданское общество. Следовательно, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан. По Гоббсу естественных законов, выражающих нравственные добродетели, недостаточно для сохранения мира. Поэтому переход от естественного состояния и естественных законов к гражданскому обществу он связывал с образованием собственности, которая обуславливает необходимость соглашения между людьми. Единение становится возможным на основе "общественного договора59 и всеобщей воли. Отождествляя государство и гражданское общество, Гоббс говорил об относительной самостоятельности некоторых гражданских объединений.
2 Гражданское обществе мало занимал вопрос русской юридической литературы
Держалась концепции так называемой государственной школы (Чичерин, Градовский, Сергеевич). Энциклопедия Брокгауза-Ефрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что иное, как "употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время на данной территории учувствуют в образовании гражданского права. В энциклопедии Гранат гражданское общество не упомянуто в принципе: оно поглощается понятием "гражданин" в статье, принадлежащей перу известного и в нашей советской истории профессора М.Рейснера. Предпосылками понятия гражданина М. Рейснер видит так называемые состояние личной свободы и состояние частноправового равенства (и, соответственно - гражданского общества). И, конечно, прав Рейснер, утверждая, что в свободном государстве не может быть "личного подданства" -есть только "подданство закону". Строгое разграничение государства и общества было обусловлено политическими воззрениями буржуазии в эпоху первых революций, когда государство отождествлялось с властью абсолютного монарха, а общество - с “третьим сословием”, выступающим от имени всего народа. Общество граждан воспринималось как общество, свободное от абсолютистского произвола, где произойдет экономическая и духовная эмансипация человека, а государство - как аппарат насилия, который стремится подчинить общество чуждой ему власти. “Идеологи третьего сословия”, выдвигая идеи гражданского общества, стремились обосновать необходимость перераспределения политической власти, чтобы покончить с незаслуженными привилегиями дворянства и духовенства, с деспотической системой общественного устройства”. Для окончательного самостоятельного развития гражданское общество таким образом нуждалось в создании соответствующих этим отношениям институтов власти.
3 Самоорганизация гражданского общества
Функционирование его вне непосредственного контроля со стороны государства. По мнению Фергюсона, шотландского мыслителя XVIII века, в обществе взаимодействуют две основные установки, которые можно суммировать в понятиях “кодекса чести” и “коммерческого интереса”. Он отмечал, что у новоевропейских народов происходит заметный сдвиг ценностей от “чести” к “интересу”. И эта тенденция импонирует автору, так как мир становится богаче и свободнее. Но Фергюсона волновали вопросы: не создает ли в таком обществе отделение правителей и военных от граждан предпосылок для захвата власти первыми и разрушения этого строя; и не приведет ли рынок к новому рабству? . Эти вопросы актуальны и для нынешнего противоречивого развития России.“...Гражданское общество возникло не вдруг и не постепенно, путем мирной эволюции” . Помимо этого и там, и уже в наш век сталкивались две тенденции: этатистская и социальная. Трансформация государства, сопровождающаяся восхождением нового -гражданского (буржуазного) общества, поставив ряд проблем: “как обеспечить гражданский мир и порядок в обществе; как защитить всеобщий интерес, не посягая на интересы частные, личную свободу, суверенитет граждан; как гарантировать устойчивое функционирование демократических институтов”. Индустриальное общество XIX века имело ярко выраженную классовую социальную структуру, поэтому понятие гражданского общества было в то время понятием социальной борьбы. По мере усиления класса буржуазии этот класс приобретал экономическую, то есть общественную власть. В сущности происходило подавление одной части общества другой его частью, несмотря на сопротивление. Сопротивление в форме классовой борьбы доходило до неоднократных революционных восстаний пролетариата. Последние, однако, являются элементом саморегулирования индустриального общества XIX века, ибо они заставляли господствующий класс смягчать условия эксплуатации труда в целях не только такого “равновесия” интересов буржуазии и пролетариата, которое было бы достаточным в смысле экономического роста, но и стабилизирующим с точки зрения порядка в обществе. Государственная власть по мере институализации все более служила интересам буржуазии. В таких социально-экономических условиях прямую зависимость экономического роста от степени эксплуатации наемного труда понимают как закономерную, объективную необходимость, социальное зло, необходимое ради общественного прогресса. Преодоление этого этапа явилось предтечей научно-технической революции, которая дала коренное изменение структуры и качества производительных сил и создало материально-технологическую базу высокого уровня жизни в постиндустриальном обществе.
Информация о работе Идеи гражданского общества как совокупность представлений