Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:52, реферат
Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.
К примеру, для политолога избирательная кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.
Понятие избирательной кампании.
Роль идеологии в проведении избирательной кампании.
СМИ в избирательных процессах.
Тема 8. Идеология избирательных кампаний.
План:
Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.
К примеру, для политолога избирательная кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.
Для самого
кандидата и его команды
Для обычных
же граждан-избирателей
Важной
частью любой политической системы
в демократических государствах
является регулярное проведение выборов
в представительные органы власти различного
уровня, а также высших органы, а
также высших должностных лиц
страны и руководителей местной
исполнительной власти. Одновременно
с укреплением и развитием
демократических традиций совершенствуются
формы и методы воздействия на
общественное мнение, на избирателей,
а также лоббистская и
Все усилия
в избирательной кампании направлены
на оптимальное использование
Главное действующее лицо избирательной кампании — кандидат на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.
Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:
1) Личность кандидата — его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;
2)Специфика момента — географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;
3)Стратегия избирательной кампании — политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.
Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании :
1) путем
аналитической работы
2) мероприятия
избирательной кампании
3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;
4) особое
значение придается роли
5) кандидат
занимает во всей
а) цель компании – участие, а не победа;
б) цель компании – достижение
частичной, относительно
В первом варианте участие
в предвыборной борьбе
Второй
вариант нацелен только на
победу. Что касается конкретного
кандидата, баллотирующегося в
представительные органы
Избирательную кампанию можно рассматривать как особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная или общественно-политическая организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентированы на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах, оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.
Главными особенностями
избирательной кампании как вида
политического управления являются,
во-первых, отсутствие у инициаторов
избирательной кампании права создавать
нормы, обязательные для объекта
своего воздействия. Ни один кандидат
или избирательное объединение
не может издать распоряжение или
указ, предписывающие массам модели электорального
поведения. Во-вторых, субъект управления
лишен возможности опереться
на право легитимного насилия, на
применение санкций и иных мер
воздействия в отношении
Идеология избирательных кампаний – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права (активного и пассивного), а также характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.
Внутренняя идеология избирательных кампаний базируется на внешней с учетом особенностей избирательного процесса в стране ( в данном случае в РБ). Выделяют 3 уровня:
а) высший – общенациональная, государственная идеология избирательных кампаний изложена в статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе, законах о политических партиях, общественных объединениях, СМИ, в законе о проведении митингов, шествий, демонстраций.
На этом уровне не может
быть идеология плюрализма, либо альтернативных
идеологий избирательных
б) средний уровень избирательных
кампаний включает положения Центризбиркома
по выборам и проведению республиканских
референдумов, а также идеологию
каждой из шести элементов избирательного
процесса: 1) идеологию назначения выборов;
2) регистрация избирателей; 3) образование
округов и избирательных
в) прикладной характер избирательных кампаний – состоит из программных документов политических партий и избирательных объединений, программ кандидатов.
Самостоятельным элементом является идеология электорального поведения.
Идеология избирательных кампаний – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права (активного и пассивного), а также характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.
Она включает в себя два среза – внешний и внутренний.
Внешняя идеология избирательных
кампаний сформулирована в ст. 21 «Всеобщей
декларации прав человека», в ст. 25 «Международного
Пакта о гражданских и
Так, в Международном Пакте
о гражданских и политических
правах (ст. 25) отмечается: Каждый гражданин
должен иметь без какой бы то ни
было дискриминации и без
а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
б) голосовать и быть избранным
на подлинных периодических
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Структура внешней идеологии
избирательных кампаний состоит
из международных избирательных
стандартов, изложенных в «Декларации
о критериях свободных и
В них семь международных
стандартов, которые и составляют
суть внешней идеологии
Некоторые к семи добавляют
еще 2 стандарта: периодичность (не изменяют
дату выборов) и подлинность (электорат
имеет возможность сделать
Кроме международных стандартов ОБСЕ ввела права и обязанности государств в избирательном процессе: свободу передвижения кандидатов; равного доступа к СМИ; объективного освещения избирательного процесса; свободу высказывания мнений в период избирательной кампании.
Существуют отступления
от идеологии избирательных
С позиций МИС (международных
избирательных стандартов) отступлением
от демократической идеологии
1) непредоставление в
полном объеме и своевременно
избирателем всей информации
о кандидатах и процедуре
2) отказ в регистрации
отдельным кандидатам или
3) поддержка отдельных
кандидатов исполнительной
4) вмешательство в работу
наблюдателей, ограничение полномочий
наблюдателей на последней
5) нарушение процедуры
голосования со стороны
6) отсутствие полной гласности
в избирательном процессе, связанный
с любыми административными
7) преднамеренное создание
условий для использования
8) назначение, а не избрание
определенной части
В то же время следует
четко различать отступления
от демократической идеологии
Избирательные кампании на постсоветском пространстве за последнее время породили так называемые «серые», «черные», «чистые», «грязные» избирательные политтехнологии, которые при формальном соблюдении международных избирательных стандартов позволяют «обходить» их и добиваться необходимого результата.
«Петля Мавроди». Возле избирательных участков активисты того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.