Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:52, реферат
Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.
К примеру, для политолога избирательная кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.
Понятие избирательной кампании.
Роль идеологии в проведении избирательной кампании.
СМИ в избирательных процессах.
Избиратели в любом
округе никогда не бывают представлены
в виде единой массы, из которой, как
из пластилина, можно лепить любую
заданную фигуру. Это – реальные
люди, обаладающие своими ценностными
ориентациями, интересами, занимающие
разные позиции в социальном пространстве,
имеющие убеждения и
1) Активно поддерживающие.
Это люди, которые в силу ряда
причин (совпадение ценностных
2) Пассивно поддерживающие. Данный слой отличается тем, что принадлежащие к нему люди высказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большей долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действие могут оказать воздействие любые, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к политике факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.).
3) Занимающие нейтральную позицию. Как правило, это люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах политики, так и об их целях, программах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересуют предвыборная борьба, и они не определились, за кого будут голосовать и вообще придут ли на выборы.
4) Настроенные недоверчиво.
Обычно это люди, симпатизирующие
другим политическим партиям
и политическим лидерам, или
люди со сформировавшимся
5) Настроенные решительно
против. К ним относятся члены
других политических партий и
их активные сторонники. Сделанный
представителями данной группы
политический выбор будет
Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в него третью, и по возможности, нейтрализовать действие тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.
На начальных этапах кампании «неопределившиеся» обычно составляют абсолютное большинство, поскольку количество постоянно интересующихся политикой в обществе по разным оценкам составляет от 10 до 20%. Поэтому именно эта «неустойчивая» часть электората является ключевой группой, за голоса которой и идет борьба. В результате эта группа постепенно поляризуется и сужается, но выбор, в конечном счете, все равно происходит именно внутри нее.
В этой борьбе кандидат и
его команда должны отдавать себе
отчет в том, что перед ними
находится не одноликая масса, а
множество индивидов, различающихся
по своим интересам, жизненным планам
и многим другим признакам. Следовательно,
реакция каждого из них на программные
заявления кандидатов, на выдвигаемые
лозунги, на рекламные плакаты может
оказаться различной, если не диаметрально
противоположной. Как учесть в реальной
практике данные особенности электорального
поведения? Как удержать в поле своего
влияния людей, принадлежащих к
разным социальным группам? В избирательных
технологиях эта задача решается
путем сегментирования
Сегментирование электората
– это разбивка на группы (сегменты),
объективная принадлежность к которым
обусловливает появление у
В современных избирательных
технологиях необходимость
Наиболее распространенными критериями, на основании которых осуществляется сегментирование электората, являются: демографические (молодые и пожилые, мужчины и женщины), социопрофессиональные (шахтеры, учителя, студенты и т.д.), территориально-поселенческие (городские, сельские жители, большие и малые города), этнические (эти критерии важны во многонациональных округах), имущественное расслоение (богатые, бедные, средний класс) и др.
Однако острая конкурентная борьба вынуждает соперников по выборам искать свои ниши в социальном пространстве и ориентироваться не на большие социальные группы, а выделять в них более мелкие сегменты. Например, ориентироваться на ту часть студенчества, которая находится в наиболее бедственном материальном положении, или – на молодежь, связывающую свое будущее с утверждением в стране принципов рыночной экономики и правового государства.
Сегментирование электората
– не самоцель избирательной кампании,
а способ дойти до как можно
большего количества людей, предложить
им решение именно тех проблем, которые
их волнуют, адаптировать политическую
рекламную продукцию в
Существуют объективные ограничители взаимодействия избирательных кампаний и СМИ:
1) любой избиратель обладает
только ему присущими
2) избирателям свойственно либо игнорировать информацию СМИ, либо подходить к ней критически;
3) при оценке кандидата,
его идеологической платформы
и принятия решения за кого
голосовать, большинство электората
(белорусских избирателей
Вывод: электоральное поведение является когнитивным (означает индивидуальное восприятие электоратом идеологических ценностей).
Есть два базовых способа усвоения электоратом идеологической информации: центральный и периферийный.
1) центральный – рациональное голосование (на основе выбора идеологических приоритетов);
2) периферийный – это экспрессивное голосование (может изменяться под воздействием СМИ).
Для белорусского электората доминирующим является экспрессивное голосование. Это объясняется тем, что у него (белорусского электората) нет устойчивых идеологических приоритетов. Причины:
1) молодость многопартийности;
2) искусственный характер появления политических партий (создавались не снизу, а сверху – под личность);
3) идея членства в политических
партиях непопулярна в
Идеология избирательных кампаний должна строиться на том, что избиратель – главное действующее лицо, представитель народа, что его нельзя заставить проголосовать за того или иного кандидата, его надо побудить к этому шагу. Осуществить это можно лишь путем информационного воздействия на потенциальных избирателей, т.е. путем создания в их сознании такого образа кандидата (избирательного объединения), который отвечал бы их ожиданиям, которого они могли бы поддержать на выборах. Общественное мнение должно базироваться на доверии населения к власти. Когда народ не верит – власти не устоять.
ЛИТЕРАТУРА