Инновационный политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, реферат

Описание

Цель: Целью данной работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.

1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.

2. Раскрыть основные задачи планирования инновационной политики

3. Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Формирование государственной инновационной политики……………………4

2. Классификация инноваций…………………………………………………….....6

3. Роль государственной инновационной политики……………………………….8

4. Основные направления инновационной политики……………………………10

5. Планирование инновационной политики……………………………………….13

6. Сущность государственной инновационной политики в России……………..17

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Формирование государственной инновационной политики……………………4

2. Классификация инноваций…………………………………………………….....6

3. Роль государственной инновационной политики……………………………….8

4. Основные направления инновационной политики……………………………10

5. Планирование инновационной политики……………………………………….13

6. Сущность государственной инновационной политики в России……………..17

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список  использованной литературы……………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Ленивых людей не бывает.

                                               Бывают мизерные цели, то есть

                                               такие цели, которые не вдохновляют. 
 

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в качестве  важнейшего  фактора  экономического  развития,  все  чаще  и  в западной,  и  в   отечественной   литературе   связывается   с   понятием инновационного  процесса.  Это,  как  справедливо  отметил   американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде  процесс,  объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он  состоит в  получении  новшества  и  простирается  от  зарождения   идеи   до   ее  коммерческой  реализации,  охватывая,  таким  образом,   весь   комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

      Существует  множество форм управления  инновациями  на  самых  разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного   в современных  условиях осуществлять специальную  экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах,   хотя и  подчинена одной  и  той  же  цели:  стимулированию  инновационной   активности и развитию научно-технического потенциала.

     Проблему  государственной инновационной политики  в  России  подробно   освещена в периодической литературе. Здесь можно выделить  таких  авторов   как Н.Гапоненко, М.Ионов, С.К. Симоновский и др.

        Цель:  Целью  данной работы  является   определение   основных   направлений государственной инновационной политики в России.

       Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.

        1.Охарактеризовать сущность инновационной  политики.

        2. Раскрыть основные задачи планирования инновационной политики

        3. Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.  
 

1. Формирование государственной  инновационной политики 

Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах".

Законодатель  применил двухуровневое определение  понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме указанного прямого определения понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона (см., например, статью 3) приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.

Следует отметить, что использованное законодателем  определение инновационной деятельности не вступает в противоречие с определением понятия инновационная деятельности, примененным Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", и с определением, данным в письме Инновационного Совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 за N-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.91 за N 16/135В, где указано: "Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке".

     В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача  при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным. Законодатель не случайно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъектов или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны.

     Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения понятия "государственная инновационная политика". В статье 1 закона указано: "государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований" (см. пункт 3 статьи 5). Кроме того, законодатель указывает, что "государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Законодатель устанавливает иерархическую структуру формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации.

Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта Российской Федерации", а также "инновационная политика муниципального образования". Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирование и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему. 

2. Классификация инноваций 

Инновации можно классифицировать следующим образом:

  • технологические инновации, направленные на создание и освоение в      производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования,      реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей      среды;
  • производственные инновации, ориентированные на расширение      производственных мощностей, диверсификацию производственной      деятельности;
  • экономические инновации, связанные с изменением методов планирования      производственной деятельности;
  • торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой      деятельности;
  • социальные инновации, связанные с улучшением условий труда,      социального обеспечения коллектива;
  • инновации в области управления, направленные на улучшение      организационной структуры, методов принятия решений.
 

     Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По словам профессора Кембриджского университета Грегори Дейнса, инновации стали новой религией, объединившей левых и правых политиков.

     Однако  до сих пор так и не было сформулировано четкое определение инновации, не было придумано единой системы оценки инноваций. Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или производственного процесса. С другой стороны инновацией является и использование более дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень сервиса.

      Удачливые бизнесмены (антрепренёры), которые  чаще всего и являются главными новаторами, редко задумываются о том, как им удалось придумать и раскрутить удачное нововведение. Большинство из них просто "делает деньги", пользуясь сиюминутными изменениями на рынке сырья и технологий, в налогообложении, изменением демографической ситуации и даже геополитики в целом. Они создают новые рынки, или придумывают новые способы эксплуатации уже существующих.

     Еще в 1800 году Жан - Батист Сей, французский  экономист, ввел в экономическую науку термин "антрепренёр" - "человек, который находит более эффективный способ использования имеющихся в его распоряжении экономических

ресурсов  для увеличения продуктивности и  получение большего количества конечного продукта". Два столетия спустя экономисты все еще пытаются постигнуть сущность этой наиболее загадочной части процесса создания новой стоимости.

Чтобы лучше понять, что же такое инновация (или нововведение) можно объяснить, что ей не является. Муж с женой, решившие открыть закусочную напротив нового офисного здания, и, возможно, рискующие своими заготовленными на "черный день" сбережениями, все равно не являются новаторами. Японская фирма, заваливающая прилавки магазинов модной моделью видеокамеры просто пытается вытеснить с полок товары своего конкурента. Фармацевтическая фирма, которая запускает в производство непатентованную версию популярного обезболивающего препарата, всего лишь пользуется моментом, чтобы получить максимальную прибыль, пока конкуренты не возобновят свой патент. Все это предпринимательские авантюры, но не инновации. 
 

3. Роль государственной инновационной политики 

        Место и роль инновационной   политики  в  структуре  государственного  регулирования  экономики   определяются    особенностями   инновационного процесса как   объекта  управления.  Он  в   большей  степени,  чем другие  элементы НТП, связан с   товарно-денежными отношениями,  с последующими всеми  стадии  его  реализации.  Это  обстоятельство  вполне  убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики  капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь  частными компаниями  разного  уровня  и  масштаба,  и  такие  процессы  выступают, понятно, не как самостоятельная цель,  а  как  средство  лучшего  решения производственных и  коммерческих  задач  компании,  добивающейся  высокой   прибыльности.    В   этих   обстоятельствах   инновация   изначально   нацелена    на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей  толчок,  имеет  меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный  университетским ученым в  свободном,  ничем  не  ограниченном  творческом  поиске. В практической направленности инновационной  идеи  и  состоит  ее  притягательная сила для капиталистических компаний.

Информация о работе Инновационный политика