Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:24, реферат
Союз Беларуси и России – проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА 9
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ
И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА 9
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Союз Беларуси и России – проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.
Поиски
путей наращивания
На европейском
континенте происходят тщательно маскируемые
и достаточно серьезные геополитические
сдвиги, способные создать
Сохранение
восточнославянской цивилизации, подлинного
суверенитета Беларуси и России, недопущение
образования «санитарного кордона»
вокруг России и сохранение белорусского
«окна в Европу» – вот
Взаимовыгодное сотрудничество двух наших стран своим примером способно привести к расширению Союза, базисному закреплению его в качестве межгосударственного объединения. Интеграция Беларуси и России может предопределить возникновение политических договоренностей о расширении числа государств-участников Союза за счет других стран СНГ.
В настоящее время уровень интеграции Беларуси и России очень высокий, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь, хотя на постсоветском пространстве за последние несколько лет был создан целый ряд объединительных организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный – на 85, сельскохозяйственный – на 65, строительная индустрия – на 80 процентов.
Таким образом,
актуальность рассматриваемой темы
определяется реалиями сегодняшнего дня:
именно экономическая интеграция Республики
Беларусь и России способна не только
упрочнить уже имеющиеся
В середине 90-х годов Беларусь и Россия одними из первых государств–участников СНГ осознали необходимость тесной двусторонней интеграции. 6 января 1995 года они заключили Соглашение о Таможенном Союзе. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка был убран символический пограничный знак, что ознаменовало ликвидацию границы между двумя странами. Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.
В соответствии с Договором об образовании
Сообщества Беларуси и России от 2 апреля
1996 года было решено создать политически
и экономически интегрированное
сообщество в целях объединения
материального и
В настоящее время сформирована и действует система органов Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 года функционируют Высший Государственный Совет (Председатель Высшего Государственного Совета – Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко), Совет Министров (Председатель Совета Министров – Президент Российской Федерации В.В. Путин), а также Постоянный Комитет Союзного государства (Руководитель – Государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота).
С 2000 года состоялось 15 заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства, рассмотрено более 150 вопросов, принято около 120 постановлений, директив и декретов, в которых даны соответствующие поручения органам Союзного государства, правительствам, министерствам и ведомствам Беларуси и России по развитию интеграционного процесса между нашими странами.
Широкий круг интеграционных проблем рассматривается и решается союзным Правительством. За прошедший период состоялось 36 заседаний Совета Министров Союзного государства, на которых рассмотрено около 650 вопросов по различным направлениям союзного строительства. Принято более 380 решений в виде постановлений, директив и резолюций. Абсолютное большинство принятых высшими органами Союзного государства решений выполнено.
Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Эти органы состоят из представителей соответствующих республиканских и федеральных органов Беларуси и России и периодически собираются на свои заседания, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующих сферах.
По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России. Ряд министерств и ведомств государств-участников взаимодействуют путем проведения заседаний соответствующих комитетов, комиссий, советов, рабочих групп.
Эффективно работают объединенные
коллегии отраслевых органов Союзного
государства: Пограничного Комитета, Таможенного
Комитета, Комитета по гидрометеорологии
и мониторингу загрязнения
Функции Парламента Союзного государства
сегодня выполняет
Парламентское Собрание образовано в соответствии с подписанным 2 апреля 1996 года Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии и Соглашением о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии от 29 апреля 1996 года. В соответствии со статьей 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
Парламентское Собрание состоит из депутаций, формируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации: по 36 представителей от каждого государства-участника Союзного государства.
Парламентское Собрание для осуществления
своих полномочий образует из числа
своих депутатов комиссии, временные
комиссии и рабочие группы, взаимодействующие
с соответствующими комитетами и
комиссиями палат парламентов государств-
В настоящее время в
Контроль целевого расходования союзных средств обеспечивают Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
Проведена большая работа по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.
Важную роль в становлении Союзного государства играет бюджет Союзного государства, который является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.
Бюджет Союзного государства имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту. В 2012 году в бюджет Союзного государства будет направлено около 4.9 млрд. российских рублей. В частности, предусмотрены такие направления бюджетных расходов как: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика; военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства; социальная политика, здравоохранение и физическая культура, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, образование, культура, СМИ.
Перед Беларусью и Россией стоит задача, направленная на дальнейшее повышение реальных денежных доходов и заработной платы. Реальные денежные доходы населения в Республике Беларусь в 2009-2011 гг. выросли на 15 процентов, реальная заработная платы – на 17 процентов, в Российской Федерации соответственно на 10,5 процента и 13,8 процента. При этом в обоих государствах продолжает проводиться однонаправленная политика, ориентированная на сокращение необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации оплаты труда, сближения уровня заработной платы в отдельных отраслях и бюджетной сфере.
Совершенствование налоговой системы в странах Союзного государства направлено преимущественно на развитие технологического обновления. В то же время налоговая политика Республики Беларусь ориентирована на снижение давления на экономику за счет отмены ряда платежей, в Российской Федерации налоговая политика предусматривает изменения структуры налоговых отчислений.
Основными
приоритетами в области бюджетной
политики Республики Беларусь в обозначенный
период оставались и остаются улучшение
качественного уровня жизни населения,
социальное и экономическое развитие
страны при безусловном учете
критериев эффективности и
Ценовая политика в обоих государствах направлена на сокращение инфляции: в 2009 году в Республике Беларусь до 9-11 процентов, в Российской Федерации – до 7-8,5 процента, с последующим сокращением к 2011 году до 5-7 процентов. При этом методы ценовой политики государств различаются. В Республике Беларусь преимущественно используются методы административного регулирования с последующим сокращением сферы ценового регулирования. Это обстоятельство, в итоге, стало одной из причин того, что инфляция в Беларуси в течение 2011 года составила практически 100 процентов.
Регулирование инфляции в Российской Федерации осуществляется преимущественно методами косвенного регулирования, исключение составляют цены на продукцию естественных монополий, которые устанавливаются в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
В обоих государствах продолжается реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.
В белорусской экономике в последние годы обеспечивается повышение конкурентоспособности промышленности и расширение производства промышленной продукции на основе приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных отраслей машиностроительного и химического комплексов, имеющих относительно низкую материало- и энергоемкость, а также отраслей, работающих преимущественно на местных сырьевых ресурсах (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая, промышленность строительных материалов), на основе модернизации производства, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов и внедрения в производство современных технологий с учетом энерго- и ресурсосбережения, основанных на этих разработках технологий, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, активизации маркетинговой деятельности и кооперационных связей, финансового оздоровления и перепрофилирования неэффективных производств, диверсификации ресурсного обеспечения, принятия мер по адаптации промышленности к требованиям и последствиям вступления в ВТО. Рост промышленного производства ежегодно составил 10-12 процентов при соответствующем сокращении доли промышленности в ВВП до 24,2 процента.