Интеграция Белоруссии и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:24, реферат

Описание

Союз Беларуси и России – проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА 9
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

реферат политология.docx

— 47.25 Кб (Скачать документ)

Темп  прироста промышленного производства Российской Федерации в 2009-2011гг. с  учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики, закрепился на 5,2-6 процентов. Произошли интенсивные структурные  сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов. Динамично  развиваются сектора экономики, ориентированные на потребительский  спрос: производство пищевых продуктов; текстильное и швейное производство. Наиболее высокими темпами развиваются производство электрооборудования, производство машин и производство транспортных средств. В структуре производства ВВП Российской Федерации опережающим темпом повышаться доля обрабатывающих секторов, что связано с улучшением их конкурентоспособности, а также высокой динамикой инвестиционного и потребительского спроса. В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс).

Опережающий рост инвестиций в странах Союзного государства предопределяет высокие  темпы роста строительства.

Наращивание объемов жилищного строительства  происходят на основе расширения внебюджетных источников финансирования (средств  населения и организаций, кредитов банков), преимущественного направления  бюджетных средств на строительство  объектов коммунальной инфраструктуры, социального жилья и компенсацию  банкам потерь по льготным жилищным кредитам, развития новых форм финансирования жилищного строительства, сдерживания  роста стоимости осуществляемого  с господдержкой жилищного строительства  посредством реализации комплекса  мер по ресурсо- и энергосбережению в строительстве и промышленности строительных материалов и изделий, сокращения сроков строительства.

Следует отметить одинаковую тенденцию на ускорение  темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в странах Союзного государства.

Повышение эффективности сельскохозяйственного  производства происходит на основе совершенствования  региональной специализации и дальнейшего  создания зональных систем земледелия, изменения структуры посевных площадей в пользу выращивания высокодоходных и урожайных культур, повышения  плодородия почв и продуктивности мелиорированных  земель, активизации селекционной работы, развития крупнотоварного сельскохозяйственного производства (при одновременном стимулировании развития фермерских и личных подсобных хозяйств), кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных продуктовыхобъединений (агрофирм, агрокомбинатов, союзов и др.), реконструкции и технического переоснащения животноводческих комплексов и ферм, обновления машинотракторного парка, развития инфраструктуры по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и реализации продукции, переоснащения предприятий перерабатывающей промышленности, внедрения энергосберегающих технологий, активизации маркетинговой политики по сбыту продукции АПК, переориентации финансовых и других ресурсов к эффективно работающим хозяйствам, строительства агрогородков и развития сферы услуг в сельской местности.

В Республике Беларусь осуществляется опережающее  развитие сферы услуг (информационных и телекоммуникационных, мобильной  связи, программного обеспечения, транспортных, бытовых, туристических, нематериальных услуг в сфере здравоохранения, образования, услуг в области  рыночной инфраструктуры (банковских, финансовых, страховых и других).

Структурные сдвиги со стороны спроса определяются опережающим ростом внутреннего  спроса как инвестиционного, так  и потребительского, который в 2009-2011гг. характерен для обоих государств, а также разнонаправленной динамикой  чистого экспорта: в России –  в сторону значительного снижения, в Беларуси – в сторону увеличения. Такое движение элементов структуры  позволит сблизить структуры ВВП  по элементам конечного использования.

Что касается импорта, то в Российской Федерации  наблюдается процесс переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Это происходит в пищевой  промышленности, производстве бытовой  техники, автомобилестроении. Импорт же будет ориентирован на приобретение высокотехнологичной продукции.

В Беларуси наращивание экспорта осуществляется наряду с дальнейшей его диверсификацией  в дальнее зарубежье, постепенным  увеличением доли высокотехнологичной  продукции и услуги на основе развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и товаропроводящих сетей, открытия центров сервисного обслуживания и сборочных производств, использования местной сбытовой и дилерской сети, выстраивания технологических цепочек с зарубежными компаниями, стандартизации и сертификации продукции, ее маркировки и получения брендов, внедрения современных системуправления качеством, улучшения информационного и рекламного обеспечения внешней торговли, государственной поддержки экспортных производств, развития системы кредитования и страхования экспортных контрактов, снятия ограничительных мер в отношении белорусских экспортеров (прежде всего с Российской Федерацией на основе заключения соответствующих соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству), активизации внешнеэкономической деятельности СЭЗ, развития торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов с Российской Федерацией и сопредельными странами. В структуре импорта товаров прогнозируется увеличение долей промежуточного и инвестиционного импорта.

Динамика темпов экономического роста  Беларуси и России, несмотря на мировой  финасово-экономический кризис, позволила обоим государствам постепенно наращивать объем взаимной торговли. В 2010 году он составил 27,9 млрд. долл. США. Предполагается, что в 2011 году товарооборот между Беларусью и Россией существенно возрастет (до 40 процентов) и составит около 40 млрд. долл. США. Республика Беларусь в общем объеме товарооборота России занимает сейчас пятое место среди основных торговых партнеров Российской Федерации и первое – во внешнеторговом обороте России со странами СНГ.

3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ

 

В последнее время, как известно, развитие белорусско-российской интеграции сталкивалось с серьезными трудностями. Интеграционный процесс «забуксовал», его перспективы оказались туманными. «Нефтегазовый» кризис в отношениях двух стран дал дополнительные аргументы скептикам, утверждающим о крахе интеграционного проекта Беларуси и России. В этих условиях очень важно объективное научное исследование всей совокупности факторов, влияющих на развитие белорусско-российской интеграции, и выработка на основе такого исследования оптимальной «линии поведения», позволяющей продвигать интеграционный процесс, несмотря на возникающие трудности.

Ключевое  значение имеет исследование интересов (прежде всего, экономических) участников интеграционного процесса, важнейших  направлений и механизмов согласования этих интересов: «пробуксовка» интеграционного  процесса, несмотря на привлекательность  идеи интеграции и ее соответствие коренным национальным интересам обеих  стран, связана, прежде всего, с «нестыковкой»  интересов его участников по конкретным аспектам и направлениям взаимодействия Беларуси и России. Эти интересы имеют сложную структуру, включающую интересы населения каждой страны в целом (т.е. национальные интересы, которые призвано выражать государство), интересы конкретных предприятий-участников взаимных связей и других субъектов белорусско-российских отношений. На макроуровне каждое государство имеет политические и экономические интересы, которые, хотя и являются взаимосвязанными, могут иметь разнонаправленные векторы.

Особую  роль в системе интересов участников интеграционного взаимодействия Беларуси и России играют экономические интересы. Многообразие участников взаимных экономических  отношений (к которым относятся, в частности, центральные государственные  органы и ведомства, конкретные предприятия  различных форм собственности, корпорации, финансово-промышленные группы, индивидуальные предприниматели и др.) обусловливает  и многообразие их экономических  интересов, нередко противоречащих друг другу. Поэтому первостепенное значение приобретает согласование всех этих интересов, от которого в решающей мере зависит успех белорусско-российской интеграции.

При исследовании проблемы согласования интересов участников интеграционного процесса методологически и практически важно исходить из иерархичности этих интересов, имея в виду, что интересы целого важнее интересов части. Практически это означает, прежде всего, недопустимость подмены национальных интересов интересами отдельных (хотя и крупных) корпораций.

Для Беларуси взаимодействие и интеграция с Россией  важны, прежде всего, с экономической  точки зрения. Россия – главный  торговый партнер Беларуси (на ее долю в 2010 году приходилось 47,9 процентa внешнеторгового оборота республики), практически единственный поставщик в нашy страну энергоресурсов – прежде всего нефти и газа, основной рынок сбыта продукции многих отраслей белорусской экономики, особенно обрабатывающей промышленности. Многие виды продукции, производимые в Беларуси, предназначены почти исключительно для российского рынка. Так, на Россию приходится, по имеющимся расчетам, почти 100 процентов вывозимого из Беларуси сахара, более 98 процентов мясных и молочных продуктов, около 83 процентов дорожной техники, около 70 процентов металлообрабатывающих станков, более 75 процентов тягачей, около 70 процентов грузовых автомобилей, почти 90 процентов – телевизоров и обуви.Крупнейшие белорусские предприятия – МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. – большую часть своей продукции поставляют в Россию.

Развитие  интеграции позволяет Беларуси укрепить свои позиции на российском рынке, способствует увеличению притока инвестиций из России, в которых остро нуждается  республика, что, в свою очередь, является важным фактором устойчивого роста  белорусской экономики и модернизации ее производственной структуры. Особое значение для Беларуси имеет возможность  получать по льготным ценам российские энергоносители, прежде всего газ. Льготные цены на энергоресурсы – едва ли не главный экономический интерес Беларуси в интеграции с Россией.

В политической сфере подходы Беларуси и России к интеграции существенно расходятся. Беларусь выступает за интеграцию «на  равных», не желая поступаться своим  суверенитетом. Россия, чей экономический  потенциал многократно превышает белорусский, претендует на ведущую роль в формируемом Союзном государстве. Нестыковка интересов двух стран в этом фундаментальном вопросе осложняет и решение ряда проблем экономической интеграции: так, введение единой валюты тормозится, прежде всего, различием представлений о едином эмиссионном центре: Россия, исходя из своего экономического «веса», видит в роли такого центра свой Центральный банк, а Беларусь – систему национальных банков двух стран во главе с формируемым на паритетной основе Межбанковским валютным советом.

Вместе  с тем очень важно, что Беларусь и Россия имеют во многом идентичные внешнеполитические и стратегические интересы. Обе страны неизменно рассматривают  друг друга как стратегических союзников; выступают за равноправное международное  сотрудничество в Европе и мире в  целом, за развитие взаимодействия в  рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и укрепление этих организаций, членами которых они являются, против попыток установления «однополярного мира» под эгидой США. Появившиеся в последнее время под влиянием «нефтегазового» кризиса в белорусско-российских отношениях рассуждения о возможной стратегической переориентации Беларуси с России на Запад являются необоснованными. В данном случае идентичность стратегических интересов двух стран в значительной мере нивелирует различия политических интересов правящих элит.

Отдельный серьезный вопрос – «несопряженность» хозяйственных систем Беларуси и России, обусловливающая, в свою очередь, различные подходы к сотрудничеству субъектов микроуровня двух стран. Если в России реализуется, хотя и с серьезными оговорками, либеральная экономическая модель, основанная на свободной игре рыночных сил при ограничении государственного вмешательства в экономику, то в Беларуси – модель «рыночного социализма», где государство играет в экономике активную регулирующую роль. В России ведущую роль в экономике играют негосударственные формы собственности, на долю которых приходится ныне более 2/3 производимого ВВП и численности занятых, тогда как в Беларуси большую часть экономики контролирует государство: на долю государственных предприятий приходится более половины численности занятых и 3/4 ВВП.

Серьезные различия в правах и компетенции  хозяйствующих субъектов двух стран, уровнях их налогообложения и  т.д. нередко препятствуют их эффективному взаимодействию. Следует отметить, что белорусские госпредприятия, играющие большую роль в выполнении социально ориентированной политики государства, едва ли заинтересованы во внедрении в республике либеральной  рыночной модели, на чем настаивает Россия. «Шоковые» реформы по российскому  образцу неизбежно привели бы к быстрому банкротству едва ли не большинства белорусских предприятий  и, естественно, неприемлемы для  них.

У Беларуси и России имеется отработанный более  чем за десятилетие союзного строительства  механизм согласования экономических  интересов на государственном уровне. В самое последнее время достигнут заметный прогресс в урегулировании некоторых сложных проблем белорусско-российского экономического взаимодействия на основе согласования интересов его участников на различных уровнях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стратегическое  партнерство, развитие союзнических отношений  Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью наших стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских кампаний. За годы строительства Союзного государства стороны далеко продвинулись на пути интеграции во всех сферах жизни и успехи здесь очевидны.

Сегодня Беларусь и Россия эффективно координируют свои действия на международной арене. Удачной формой сотрудничества является Программа согласованных действий в области внешней политики, которая  принимается каждые два года.

Значимые  результаты достигнуты в сфере обороны  и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества.

Информация о работе Интеграция Белоруссии и России