Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:24, реферат
Союз Беларуси и России – проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА 9
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Темп
прироста промышленного производства
Российской Федерации в 2009-2011гг. с
учетом дополнительных мер, направленных
на ускорение роста и
Опережающий рост инвестиций в странах Союзного государства предопределяет высокие темпы роста строительства.
Наращивание
объемов жилищного
Следует отметить одинаковую тенденцию на ускорение темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в странах Союзного государства.
Повышение
эффективности
В Республике Беларусь осуществляется опережающее развитие сферы услуг (информационных и телекоммуникационных, мобильной связи, программного обеспечения, транспортных, бытовых, туристических, нематериальных услуг в сфере здравоохранения, образования, услуг в области рыночной инфраструктуры (банковских, финансовых, страховых и других).
Структурные
сдвиги со стороны спроса определяются
опережающим ростом внутреннего
спроса как инвестиционного, так
и потребительского, который в 2009-2011гг.
характерен для обоих государств,
а также разнонаправленной
Что касается
импорта, то в Российской Федерации
наблюдается процесс
В Беларуси наращивание экспорта осуществляется наряду с дальнейшей его диверсификацией в дальнее зарубежье, постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции и услуги на основе развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и товаропроводящих сетей, открытия центров сервисного обслуживания и сборочных производств, использования местной сбытовой и дилерской сети, выстраивания технологических цепочек с зарубежными компаниями, стандартизации и сертификации продукции, ее маркировки и получения брендов, внедрения современных системуправления качеством, улучшения информационного и рекламного обеспечения внешней торговли, государственной поддержки экспортных производств, развития системы кредитования и страхования экспортных контрактов, снятия ограничительных мер в отношении белорусских экспортеров (прежде всего с Российской Федерацией на основе заключения соответствующих соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству), активизации внешнеэкономической деятельности СЭЗ, развития торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов с Российской Федерацией и сопредельными странами. В структуре импорта товаров прогнозируется увеличение долей промежуточного и инвестиционного импорта.
Динамика темпов экономического роста Беларуси и России, несмотря на мировой финасово-экономический кризис, позволила обоим государствам постепенно наращивать объем взаимной торговли. В 2010 году он составил 27,9 млрд. долл. США. Предполагается, что в 2011 году товарооборот между Беларусью и Россией существенно возрастет (до 40 процентов) и составит около 40 млрд. долл. США. Республика Беларусь в общем объеме товарооборота России занимает сейчас пятое место среди основных торговых партнеров Российской Федерации и первое – во внешнеторговом обороте России со странами СНГ.
В последнее время, как известно, развитие белорусско-российской интеграции сталкивалось с серьезными трудностями. Интеграционный процесс «забуксовал», его перспективы оказались туманными. «Нефтегазовый» кризис в отношениях двух стран дал дополнительные аргументы скептикам, утверждающим о крахе интеграционного проекта Беларуси и России. В этих условиях очень важно объективное научное исследование всей совокупности факторов, влияющих на развитие белорусско-российской интеграции, и выработка на основе такого исследования оптимальной «линии поведения», позволяющей продвигать интеграционный процесс, несмотря на возникающие трудности.
Ключевое значение имеет исследование интересов (прежде всего, экономических) участников интеграционного процесса, важнейших направлений и механизмов согласования этих интересов: «пробуксовка» интеграционного процесса, несмотря на привлекательность идеи интеграции и ее соответствие коренным национальным интересам обеих стран, связана, прежде всего, с «нестыковкой» интересов его участников по конкретным аспектам и направлениям взаимодействия Беларуси и России. Эти интересы имеют сложную структуру, включающую интересы населения каждой страны в целом (т.е. национальные интересы, которые призвано выражать государство), интересы конкретных предприятий-участников взаимных связей и других субъектов белорусско-российских отношений. На макроуровне каждое государство имеет политические и экономические интересы, которые, хотя и являются взаимосвязанными, могут иметь разнонаправленные векторы.
Особую роль в системе интересов участников интеграционного взаимодействия Беларуси и России играют экономические интересы. Многообразие участников взаимных экономических отношений (к которым относятся, в частности, центральные государственные органы и ведомства, конкретные предприятия различных форм собственности, корпорации, финансово-промышленные группы, индивидуальные предприниматели и др.) обусловливает и многообразие их экономических интересов, нередко противоречащих друг другу. Поэтому первостепенное значение приобретает согласование всех этих интересов, от которого в решающей мере зависит успех белорусско-российской интеграции.
При исследовании проблемы согласования интересов участников интеграционного процесса методологически и практически важно исходить из иерархичности этих интересов, имея в виду, что интересы целого важнее интересов части. Практически это означает, прежде всего, недопустимость подмены национальных интересов интересами отдельных (хотя и крупных) корпораций.
Для Беларуси взаимодействие и интеграция с Россией важны, прежде всего, с экономической точки зрения. Россия – главный торговый партнер Беларуси (на ее долю в 2010 году приходилось 47,9 процентa внешнеторгового оборота республики), практически единственный поставщик в нашy страну энергоресурсов – прежде всего нефти и газа, основной рынок сбыта продукции многих отраслей белорусской экономики, особенно обрабатывающей промышленности. Многие виды продукции, производимые в Беларуси, предназначены почти исключительно для российского рынка. Так, на Россию приходится, по имеющимся расчетам, почти 100 процентов вывозимого из Беларуси сахара, более 98 процентов мясных и молочных продуктов, около 83 процентов дорожной техники, около 70 процентов металлообрабатывающих станков, более 75 процентов тягачей, около 70 процентов грузовых автомобилей, почти 90 процентов – телевизоров и обуви.Крупнейшие белорусские предприятия – МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. – большую часть своей продукции поставляют в Россию.
Развитие
интеграции позволяет Беларуси укрепить
свои позиции на российском рынке, способствует
увеличению притока инвестиций из России,
в которых остро нуждается
республика, что, в свою очередь, является
важным фактором устойчивого роста
белорусской экономики и
В политической сфере подходы Беларуси и России к интеграции существенно расходятся. Беларусь выступает за интеграцию «на равных», не желая поступаться своим суверенитетом. Россия, чей экономический потенциал многократно превышает белорусский, претендует на ведущую роль в формируемом Союзном государстве. Нестыковка интересов двух стран в этом фундаментальном вопросе осложняет и решение ряда проблем экономической интеграции: так, введение единой валюты тормозится, прежде всего, различием представлений о едином эмиссионном центре: Россия, исходя из своего экономического «веса», видит в роли такого центра свой Центральный банк, а Беларусь – систему национальных банков двух стран во главе с формируемым на паритетной основе Межбанковским валютным советом.
Вместе с тем очень важно, что Беларусь и Россия имеют во многом идентичные внешнеполитические и стратегические интересы. Обе страны неизменно рассматривают друг друга как стратегических союзников; выступают за равноправное международное сотрудничество в Европе и мире в целом, за развитие взаимодействия в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и укрепление этих организаций, членами которых они являются, против попыток установления «однополярного мира» под эгидой США. Появившиеся в последнее время под влиянием «нефтегазового» кризиса в белорусско-российских отношениях рассуждения о возможной стратегической переориентации Беларуси с России на Запад являются необоснованными. В данном случае идентичность стратегических интересов двух стран в значительной мере нивелирует различия политических интересов правящих элит.
Отдельный серьезный вопрос – «несопряженность» хозяйственных систем Беларуси и России, обусловливающая, в свою очередь, различные подходы к сотрудничеству субъектов микроуровня двух стран. Если в России реализуется, хотя и с серьезными оговорками, либеральная экономическая модель, основанная на свободной игре рыночных сил при ограничении государственного вмешательства в экономику, то в Беларуси – модель «рыночного социализма», где государство играет в экономике активную регулирующую роль. В России ведущую роль в экономике играют негосударственные формы собственности, на долю которых приходится ныне более 2/3 производимого ВВП и численности занятых, тогда как в Беларуси большую часть экономики контролирует государство: на долю государственных предприятий приходится более половины численности занятых и 3/4 ВВП.
Серьезные
различия в правах и компетенции
хозяйствующих субъектов двух стран,
уровнях их налогообложения и
т.д. нередко препятствуют их эффективному
взаимодействию. Следует отметить,
что белорусские
У Беларуси и России имеется отработанный более чем за десятилетие союзного строительства механизм согласования экономических интересов на государственном уровне. В самое последнее время достигнут заметный прогресс в урегулировании некоторых сложных проблем белорусско-российского экономического взаимодействия на основе согласования интересов его участников на различных уровнях.
Стратегическое
партнерство, развитие союзнических отношений
Республики Беларусь с Российской Федерацией
обусловлены географической и культурно-исторической
близостью наших стран и
Сегодня
Беларусь и Россия эффективно координируют
свои действия на международной арене.
Удачной формой сотрудничества является
Программа согласованных
Значимые результаты достигнуты в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества.