Интернет и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:18, реферат

Описание

Одно из главных достижений современной цивилизации, один из главных плодов глобализации, которая считается основной тенденцией исторического развития на данный момент, - это Интернет-революция [2].
Процесс распространения информационных технологий ещё не стал

Содержание

Введение 3
Интернет и политический процесс 4
Государственное регулирование сети Интернет 8
Зарождение интернет-технологий в России 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 50.89 Кб (Скачать документ)

   За десять лет своего существования в России интернет прошел через три этапа своего развития: начальный (доинтернетовский), столичный (петербургско-московский) и современный - этап проникновения сети в регионы.

   На начальном этапе в 1991-1994 гг., когда Россия фактически не имела постоянного выхода в Интернет, в стране развивались другие сети - в первую очередь сети FIDO, сети по предоставлению услуг электронной почты, конференций USENET, а также региональные сети передачи данных.

Столичный этап начался в самом конце 1993 г., когда сеть Relcom получила постоянный канал доступа в европейскую  сеть EUnet. Именно с этого момента  можно вести речь о появлении  в России интернета в его современном  виде. Этот этап характеризуется преимущественной концентрацией интернет-услуг в  Москве и С.-Петербурге, а также  началом развертывания академических, научных и образовательных сетей  на территории страны.

   Важной особенностью данного периода в развитии российского сегмента сети было то, что интернет-технологии в значительно большей степени оказались востребованными в политической и медиа-среде, нежели в сфере бизнеса. Таким образом, определяющим фактором развития российского Интернета, в отличие от Европы и Америки, стала активность крупных медиа- и политических структур, а не коммерческих организаций. В эти годы в России происходил процесс освоения интернета в качестве средства политической коммуникации.

   Современный этап развития интернета в России начался в 1996 году и продолжается по сей день. Это этап характеризуется постепенным распространением сети по территории страны и уменьшением доли Москвы и С.-Петербурга в структуре пользователей. Интернет уже активно используется различными субъектами российской политической жизни в информационных войнах, во время парламентских и президентских выборов, а также в ходе осуществления международной информационной политики.  

Социальная  основа российского  Интернета

   За десять лет своего существования российский Интернет в той или иной степени охватил почти всю страну. На середину 2001 г. вся аудитория российского Интернета составила по максимальным оценкам 12,8 млн. человек [Monitoring.ru, 2001], или 8,7% населения. По количеству пользователей Интернета Россия входит в первую двадцатку в мире, но по уровню охвата им населения (интернетизации) в 2000 г. она была только на 45м месте [NUA, 2000]. И даже эта максимальная аудитория в 12,8 млн. человек распределена по территории страны крайне неравномерно (см. приложение: табл. №1): больше четверти (26,7%) всех пользователей Интернета на конец 2000 г. проживало в двух крупнейших городах — Москве и С.Петербурге. Уровень интернетизации двух столиц максимальный в России — 19,6%, что в три-четыре раза больше, чем на всей остальной территории. Но и это примерно вдвое меньше среднего уровня интернетизации в таких странах, как США и Канада.

   Москва и С.Петербург играют роль своего рода инновационных и телекоммуникационных центров, откуда волны инноваций расходятся по другим городам и регионам. Остальные города отстают от столиц по уровню развития Интернета на 2—5 лет, это выражается как в количестве пользователей, так и в степени развития рынков провайдинга, электронной коммерции и иных направлений Интернет бизнеса. Сам процесс развития Интернета на территории России представляет собой одну большую инновационную волну, постепенно захватывающую города различных типов— от «миллионеров» до малых городов. Если в городах миллионерах Интернет стал довольно обычным явлением уже в 1997—1998 гг. (а в Москве и С.Петербурге еще раньше), то в города с населением 50—100 тыс. человек он проникает в массовом порядке только в настоящее время (а в сельской местности пока вообще не получил распространения, что объясняется ее весьма слабой телефонизацией, не говоря уже об очень низком уровне доходов населения). Единственным исключением из этого правила стали наукограды, где Интернет в научных и в меньшей степени в академических учреждениях появился одним из первых в России. Примерное распределение российской Интернет аудитории по типам населенных пунктов приведено в приложении (табл. №2).

   Москва и С.Петербург выделяются не только общим количеством Интернет пользователей, но и их активностью. Если в общей численности российской Интернет аудитории (максимальной) жители Москвы и С.Петербурга занимают примерно четверть (см. табл. № 1), то их доля в числе наиболее активных и регулярных пользователей гораздо выше — почти 40%. В российских условиях, чем больше город, тем не только выше в нем доля всех интернет-пользователей, но и выше доля регулярных и наиболее активных пользователей. В табл. №3. приведена примерно первая двадцатка городов России по количеству Интернет посетителей в сутки, которая в целом отражает степень активности Интернет пользователей и размер суточной Интернет аудитории в этих городах.

В целом развитие Интернета в России происходит примерно по тем же сценариям, что и в  развитых странах, но со значительным запаздыванием: российский Интернет конца 1990х — начала 2000 годов представляет собой то, что было в Европе и Северной Америке в середине 90х. Россия отстает от Запада в той или иной сфере Интернет-технологий в среднем на 3—5 лет. Даже современные довольно быстрые темпы роста сети в России (75—90% в 2000—2001 гг.) подчеркивают это отставание — в Европе и Америке такие же высокие темпы роста наблюдались примерно в 1995—1996 гг., когда там, как и в нашей стране в 1996—2001 гг., происходило быстрое наполнение потенциального рынка пользователей. Но при этом в России происходит рост, прежде всего нерегулярной аудитории, т.е. тех, кто выходит в Интернет реже раза в неделю — таким образом, имеет место количественный, но не качественный рост.

   Развитие Интернета в регионах России (ход инновационной волны) определяет несколько взаимосвязанных факторов: уровень доходов населения, определяющий, насколько оформлен потребительский рынок Интернет услуг; уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для обеспечения подключения к Интернету; уровень развития инновационного потенциала территории, требуемый для соответствующего обеспечения специалистами и в меньшей степени технологиями; а также уровень инвестиционного потенциала территории, который может быть реализован в развитии высокотехнологичных секторов экономики.

Именно поэтому  в России уровень развития Интернета  в том или ином городе в первую очередь определяется его размером. Чем больше город, тем выше там  уровень доходов населения, значение инвестиционного потенциала, уровень  развития телекоммуникационной и инновационной  инфраструктуры. Инновационный потенциал  той или иной территории играл  очень большую роль в начале развития Интернета, особенно на Западе, где  именно инновационные центры научных  и академических учреждений были основными (начальными) точками развития Интернет инфраструктуры, но по мере возрастания  коммерциализации Интернета, использования  его возможностей массовым потребителем возрастает влияние инвестиционного  и социального факторов. Если в  середине 90х годов в российских регионах наиболее активно развивались  академические сети (более того, во многих местах они стали «пилотными проектами», благодаря которым Интернет там и появился), то в настоящее  время лидерство перешло к  сетям коммерческих провайдеров, именно они составляют сейчас телекоммуникационную основу российского Интернета.

   На Западе интернет во многом способствовал дальнейшему развитию технополисов, но в России ничего подобного не произошло. По-видимому, у такого положения вещей две причины: недостаточность материальных средств для развития инновационных производств в условиях экономического кризиса и оторванность многих инновационных центров от бизнеса и внедрения технологий в массовое производство. К тому же во многих городах интернет появился благодаря научно-исследовательским институтам, ведущим исследования в области физики и особенно ядерной физики, секретность которых никак не способствует развитию региональных рынков информационных технологий.

Заключение

Подводя итоги анализа взаимодействия Интернета  и политики в современном мире, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день Интернет технологии предоставляют политической сфере грандиозные возможности, которые, однако, требуют от последней  не менее грандиозной перестройки.

Эти возможности  связаны, главным образом, с изменением характера самой политической коммуникации.

В условиях развития информационного общества происходит снижение издержек на получение  и передачу информации, в результате постепенно увеличивается группа людей, имеющих возможность принимать  участие в выработке и принятии политически значимых решений, открываются  реальные предпосылки уменьшения неравенства  политических возможностей граждан. Возрастает давление на правительства, которое  вынуждает их совершенствоваться и  постоянно повышать эффективность  своей деятельности на основе электронных  технологий.

Одновременно  с этим, при определенных условиях обеспечения равного доступа  к сети, власть совершенствует само общество, способствует закреплению  демократических стандартов на уровнях  межличностного и межгруппового  общения. В этом аспекте, применение интернет-технологий выходит далеко за пределы простого информационного  сопровождения функционирования политических институтов.

Необходимо  помнить, что интернет, по мере расширения сферы его использования в  повседневной жизни, создает потенциальную  угрозу манипулятивного воздействия  на личность, в том числе со стороны  субъектов политического процесса. Проведенный анализ PR-технологий, реализуемых  посредством Интернет в ходе информационно-пропагандистских кампаний, выступает наглядным тому подтверждением.

Теснейшим образом с этой проблемой связан вопрос о государственном регулировании  сети, который выражается в определении  дозволенных границ и пределов вмешательства  власти в Интернет. Парадоксальным противоречием здесь является то, что при либеральном подходе  государственных структур к развитию Интернета возникает серьезная  угроза того, что система будет  использована дезинтегрирующими силами. В то же время, если сеть берется  под полный государственный контроль, в руках власти оказывается реальный ключ к созданию общества тотальной  управляемости.

В результате, интернет в России оказался включенным в существующую систему обмена информацией, выступив в качестве нового коммуникативного инструмента, который позволил нашей  стране быстро преодолеть отставание от «цивилизованного мира» и выстроить  свою модель «онлайновой» коммуникации между обществом и властью.   

Список  литературы

  1. Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб. 2002.
  2. Данилов Д. Интернет как инструмент политического PR // Мир Internet. Спб. 2001. №10
  3. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, интернет. М., 2002.
  4. Залесский П.К. Политические симпатии российской аудитории Интернет // СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М. 2006.
  5. Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика / Доклад Фонда эффективной политики, февраль 2001.
  6. Чугунов А.В. Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий // Автореферат. СПб., 2005.
  7. Чугунов А.В. Интернет и политика как объект междисциплинарных исследований // Политическая наука и политический процесс в России: Тезисы Всероссийской научной конференции. СПб., 2003.

Информация о работе Интернет и политика