Исполнительная власть: функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 05:08, реферат

Описание

Как я уже говорила, на сегодняшний день я не встретила много научной оценки происходящих изменений, а это позволит мне, опираясь на устоявшееся мнение теоретиков конституционного права, самостоятельно в систематизированном виде поставить и решить проблемы исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Общая характеристика Исполнительной власти РФ……………………..........4
1.1 Место Исполнительной власти в системе разделения властей…….............4
1.2 Конституционные характеристики Исполнительной власти РФ …….........8
2. Система и структура органов Исполнительной власти ………………........13
2.1 Проблемы системы и структуры органов Исполнительной власти……....13
2.2 Принципы построения системы органов Исполнительной власти РФ.......16
3. Органы Исполнительной власти и их взаимодействие....................................23
3.1 Правительство Российской Федерации.........................................................23
3.2 Органы Исполнительной власти субъектов РФ. Их взаимодействие с Правительством РФ.................................................................................................27
Заключение...............................................................................................................31
Список литературы...........................

Работа состоит из  1 файл

исполнительная власть РФ.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

      Несмотря  на проблемы, без которых не может обойтись даже многолетняя демократия в США, в России выстроилась довольно стройная система Органов исполнительной власти в РФ. На федеральном уровне она представлена Правительством РФ. На уровне субъектов – Правительством субъекта, либо администрацией субъекта.

      Итак, реформа системы исполнительной власти продолжается, а ввиду указа  Президента РФ «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти», она перешла на качественно  новый уровень.  

2.2 Принципы построения  системы органов  Исполнительной власти РФ. 
 

      Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система  взаимоотношений на основе разграничения  компетенции между ними. Система  органов отражает разделение предметов  ведения и полномочий в организации  самой исполнительной власти в осуществлении её функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.

      Федеративное  устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст.5 Конституции Российской Федерации).

      Система органов исполнительной власти в  Российской Федерации строится и  функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации.

      Принцип федерализма в системе органов  исполнительной власти обусловлен государственным  устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

    а) федеральные органы исполнительной власти;

    б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

      В пределах ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции Российской Федерации). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные по другим предметам ведения, уже не входят в единую систему исполнительной власти. Вместе с тем, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу особенностей, присущих статусу Российской Федерации и её субъектов, представляют собой относительно самостоятельные системы.

      В юридическом аспекте принцип  федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов  исполнительной власти и взаимоотношения  между ними определяются прежде всего  на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами; во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и её субъектов. В главном концепция сводится к тому, что законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации становится административный договор. Он используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78 Конституции Российской Федерации).

      Принцип сочетания централизации и децентрализации  тесно связан с принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его элементов  может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному устройству. Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации). В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется субъектами Российской Федерации.

      Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе постоянного  внимания, противоречий в функционировании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Данное противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда. Постоянной должна быть задача его ослабления и учёта в правотворчестве и правоприменении. Это тем более важно, что совместное ведение не означает, что по образующим его вопросам принимаются совместные решения органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Напротив, по общему правилу, решения на соответствующих уровнях принимаются органами в соответствии с законодательством, но самостоятельно.

      Децентрализация означает закрепление законодательством  предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом  органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства  со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует «расщепление» предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

      Особой  разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчинённому органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам. Например, федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам. В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентрации полномочий, смещение их от вышестоящего к нижестоящему органу. На осуществление деконцентрированных полномочий может серьёзным образом влиять вышестоящий орган. Создание подобных органов может служить организационно-правовым средством решения общефедеральных и территориальных задач на основе смещения тяжести управления на места, а также усиления взаимодействия между субъектами Российской Федерации, так и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации.

      Сочетание централизации и децентрализации  в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать её единство в многообразии.

    Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.

      Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соотношении актов  органов государственной власти и её субъектов. Они сформулированы в ст.76. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

      В случае противоречия между федеральным  законом и нормативно-правовым актом  Российской Федерации, изданным вне  пределов ведения Российской Федерации  и её совместного ведения с  субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

 
 
 
 
 

3. Органы Исполнительной  власти и их  взаимодействие.

3.1 Правительство Российской  Федерации. 
 

      Анализируя федеральный конституционный закон «О правительстве РФ» Правительство – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Согласно указу Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

      Федеральное министерство – федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

      Федеральное агентство – орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

      Федеральная служба – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

      Правительство РФ в своей деятельности постоянно  выполняет ряд функций. В своей работе я не хотел бы просто переписывать функции и полномочия,  указанные в законе. Я попытаюсь, опираясь на теоретиков конституционного права, проанализировать функции, сгруппировать.

    1. Сбор, обработка, анализ информации, передача информации другим органам – одна из основных управленческих функций министерств. Федеральные министерства, чтобы правильно организовать управление, должны обладать полной, своевременной, достоверной информацией обо всех процессах, происходящих в той сфере управления, в которой работает данное министерство. Федеральное министерство может само добывать необходимую информацию, а может воспользоваться услугами иных федеральных органов исполнительной власти. Практика показывает, что почти всем федеральным министерствам устанавливается такая функция. Так Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ проводит анализ экономических, социальных, технических, правовых проблем и выработку предложений по их решению, включая подготовку проектов соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а также осуществляет разработку прогнозов, планов и программ развития деятельности в отраслях, относящихся к компетенции министерства.

    2. Прогнозирование необходимо для предвидения каких-либо событий или процессов на основе полноценного и всеобъемлющего сбора, обработки и анализа полученной информации. В период децентрализации управления эта функция почти утратила своё предназначение и не закреплялась за федеральными министерствами. И только в последнее время снова возвратились к ней, поскольку без прогнозирования невозможно решать ряд практических задач, и в частности определить тенденции технического развития той или иной отрасли управления. Без выполнения такой важной функции, как прогнозирование ни одно федеральное министерство не может научно обосновать прогноз развития той сферы, в которой оно осуществляет свою деятельность и отвечает за её развитие, верно определить задачи на будущее, заранее наметить пути и средства их достижения.

      Прогнозирование же само по себе является основой для технического развития сфер управления, для более точного изучения общественных потребностей в том или ином государственном управлении, для составления научного прогноза экономических возможностей нашего государства, для всестороннего анализа и оценки различных вариантов решений периодически возникающих проблем в государственном управлении. Поэтому очень важно, чтобы федеральные министерства с отраслевой компетенцией в обязательном порядке выполняли функцию прогнозирования.

Информация о работе Исполнительная власть: функции и задачи