Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ административно-правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
-дать понятие, раскрыть состав и структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации;
-охарактеризовать признаки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Исполнительная
Власть - в соответствии с теорией
разделения властей одна из самостоятельных
и независимых публичных
Целью
курсовой работы является анализ административно-правового
статуса высшего
-дать понятие, раскрыть
-охарактеризовать признаки
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как под законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права1.
Структура исполнительной власти:
- органы исполнительной власти; - государственные служащие; - юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;
Признаки Исполнительной Власти:
- является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти; - является проводником государственной политики в жизнь; - подзаконна по своему характеру и задачам; - объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; - её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; -является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти:
- подзаконодательное регулирование;
- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
- административное правоприменение;
- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
- информационное обеспечение органов государственной власти2.
Государственно-властные
полномочия исполнительной власти осуществляются
в рамках административной процедуры
и призваны обеспечить реализацию ее
функций.
2. Административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти
2.1. Порядок формирования органов исполнительной власти
Все
государственные органы в РФ, включая
органы управления, организованы и
действуют в соответствии с принципом
законности, на основе законов и
подзаконных правовых актов, выполняют
содержащиеся в них предписания.
В связи с этим любой государственный
орган формируется лишь в том
случае, если создание предусмотрено
действующим законодательством, т.е.
он заранее учрежден и имеется, стало
быть, правовое основание его реального
создания. Многие государственные органы
создаются на основе Конституции, другие
формируются на основе иных законодательных
актов (объединения, некоторые ведомства)3.
Формирование органа государственного
управления включает подготовку и решение
следующих вопросов: установление наименование
органа; разработка и утверждение его
компетенции; разработка и утверждение
в установленном порядке организационной
структуры и штатов; назначение (зачисление,
избрание, прием по конкурсу) личного состава
– государственных служащих; определение
источников финансирования, сроков полномочия
и территориальных масштабов (границ)
деятельности. В выполнении всех указанных
действий заключается процесс формирования
органов управления. Порядок формирования
органов государственного управления
определяется как государственно-
2.2. Принципы построения системы органов исполнительной власти Российской Федерации
Под
системой органов исполнительной власти
понимается их совокупность и система
взаимоотношений на основе разграничения
компетенции между ними. Система
органов отражает разделение предметов
ведения и полномочий в организации
самой исполнительной власти в осуществлении
её функций множеством субъектов. Своеобразие
решения разделения предметов ведения
и полномочий в системе исполнительной
власти Российской Федерации заключается
в том, что на него оказывает непосредственное
влияние федеративное устройство Российского
государства5.
А)федеральные органы исполнительной власти;
В)органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации — республик, краёв, областей,
городов федерального значения, автономной
области, автономных округов7. В пределах
ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции
Российской Федерации). Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
созданные по другим предметам ведения,
уже не входят в единую систему исполнительной
власти. Вместе с тем, федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
в силу особенностей, присущих статусу
Российской Федерации и её субъектов,
представляют собой относительно самостоятельные
системы. В юридическом аспекте принцип
федерализма проявляется в том, что, во-первых,
компетенция органов исполнительной власти
и взаимоотношения между ними определяются
прежде всего на основе нормативно-правовых
актов, закрепляющих разграничение предметов
ведения и полномочий между Российской
Федерацией и её субъектами; во-вторых,
Конституция Российской Федерации регламентирует
соотношение правовых актов органов государственной
власти и её субъектов. В главном концепция
сводится к тому, что законные акты федеральных
органов исполнительной власти обязательны
для аналогичных органов субъектов Российской
Федерации; законные акты органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
подлежат соблюдению федеральными органами
исполнительной власти; в-третьих, одной
из правовых форм регулирования взаимоотношений
между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской федерации становится
административный договор. Он используется
в качестве элемента механизма реализации
принципа федерализма прежде всего в сфере
функционирования исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти
по соглашению с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
могут передавать им осуществление части
своих полномочий (ст.78 Конституции Российской
Федерации)8. Принцип сочетания централизации
и децентрализации тесно связан с принципом
федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен
потому, что сочетание этих его элементов
может иметь место на различных уровнях
и не обязательно сопутствует только федеральному
устройству. Указанный принцип оказывает
большое влияние на функционирование
всей системы исполнительной власти. Централизация
вытекает из единства этой системы, обусловленного
наличием предметов и полномочий, находящихся
в ведении федеральных органов исполнительной
власти, и их совместного ведения с органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Централизованное осуществление
исполнительной власти может сосредотачиваться
в руках федеральных органов и субъектов
Российской Федерации в пределах, определённых
законодательством. В общегосударственном
масштабе более высокая степень централизации
проявляется по предметам ведения Российской
Федерации, она несколько ослабляется
в отношении предметов совместного ведения.
За пределами этих видов ведения, как известно,
субъекты Российской Федерации обладают
всей полнотой государственной власти
(ст.73 Конституции Российской Федерации).
В последнем случае соотношение централизации
и децентрализации в осуществлении исполнительной
власти определяется субъектами Российской
Федерации. Следует иметь в виду, что одно
из трудно преодолимых, требующих к себе
постоянного внимания, противоречий в
функционировании исполнительной власти
связано со сферой совместного ведения
Российской Федерации и её субъектов.
Данное противоречие не может быть разрешено
однажды и навсегда. Постоянной должна
быть задача его ослабления и учёта в правотворчестве
и правоприменении. Это тем более важно,
что совместное ведение не означает, что
по образующим его вопросам принимаются
совместные решения органами исполнительной
власти Российской Федерации и её субъектов.
Напротив, по общему правилу, решения на
соответствующих уровнях принимаются
органами в соответствии с законодательством,
но самостоятельно.
Принцип
законности проявляется прежде всего
в том, что все органы государственной
власти, должностные лица обязаны
соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы. Данное требование
относится также к конституциям и другим
актам законодательства субъектов Российской
Федерации. Одним из важных аспектов принципа
законности является обязательность строгого
соблюдения положений Конституции Российской
Федерации о соотношении актов органов
государственной власти и её субъектов.
Они сформулированы в ст.76. В частности,
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный
закон9. В случае противоречия между
федеральным законом и нормативно-правовым
актом Российской Федерации, изданным
вне пределов ведения Российской Федерации
и её совместного ведения с субъектами
Российской Федерации, действует нормативно-правовой
акт субъекта Российской Федерации.
2.3. Система и виды органов исполнительной власти
Все
органы исполнительной власти государства
представляют собой единую систему.
Система органов исполнительной
власти - совокупность органов исполнительной
власти и система их взаимоотношений,
построенная на основе разграничения
компетенции между ними. Система
органов исполнительной власти – это
юридически упорядоченная, внутренне
согласованная совокупность различных
по своей организационно-правовой форме
органов, соподчиненных на основе разделения
между ними компетенции и образующих интегрированное
единство в процессе реализации исполнительной
власти на всей территории России. Эта
система выступает как комплексное образование,
имеющее свою вертикальную иерархическую
структуру и горизонтальные уровни10. Единая
система органов исполнительной власти
действует только в пределах ведения Федерации
и совместного ведения с субъектами Федерации.
В этих рамках исполнительные органы субъектов
находятся в подчинении Правительству
и соответствующих министерств и ведомств.
Федеральные органы в субъектах Федерации
могут создавать свои территориальные
органы. В рамках федеральных органов исполнительной
власти можно выделить два уровня (вида)
органов: - руководящие органы (Президент,
Правительство РФ) - органы государственной
администрации (министерства и ведомства). Исполнительные
органы субъекта Федерации, в соответствии
с основами конституционного строя и общими
принципами государственного строительства,
установленными федеральными законами,
по вопросам своих исключительных полномочий
и предметов ведения независимы от Федеральных
органов исполнительной власти. Орган
исполнительной власти – это организация,
которая, являясь составной частью государственного
аппарата, имеет свою структуру, компетенцию,
территориальный масштаб деятельности,
образована в соответствии с законодательством,
наделена государственными полномочиями
по руководству хозяйственной, социально-культурной
административно-политической сферами
и заниматься межотраслевым управлением11.
4. По порядку разрешения подведомственных
вопросов органы исполнительной власти
делятся на: - единоначальные - органы, в
которых решающая власть по всем вопросам
их компетенции принадлежит возглавляющему
данный орган руководителю - коллегиальные
- организационно и юридически объединенные
группы лиц, которым принадлежит приоритет
в принятии решений по всем вопросам компетенции
данных органов (государственные комитеты,
федеральные комиссии, службы, надзоры,
российские агентства). Образуются коллегии
в составе руководителя органа, его заместителей
и руководящих работников ведущих структурных
подразделений. В коллегиальных органах
решения принимаются большинством их
членов в сочетании с персональной ответственностью
за их исполнение, за руководство порученными
участками работы. Руководитель принимает
решения по внутриведомственным вопросам13.
(см. Приложение №1)
2.4. Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти
Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Около четверти федеральных органов находятся в непосредственном подчинении Президенту РФ: оборона (главком), безопасность, внутренние дела, иностранные дела, чрезвычайные ситуации и др. В соответствии с положениями Конституции РФ (ст.80-90) и федеральными законами обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти, которые распространяются на все сферы государственного управления. Учитывая удельный вес полномочий Президенте РФ и их характер позволяют отнести его к особым субъектам административного права, и в частности субъектам исполнительной власти14. Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
- непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);
-косвенно
(через Правительство).
Правительство
Российской Федерации - это коллегиальный
орган, который возглавляет систему
исполнительной власти Российской Федерации
и издает административно-правовые
акты от своего имени. Правительство РФ
является высшим исполнительным органом
государства, возглавляет единую систему
исполнительной власти. Правовую основу
деятельности Правительства РФ составляют
Конституция РФ, федеральные конституционные
и федеральные законы, нормативные указы
Президента РФ. Правительство возглавляет
и обеспечивает согласованную деятельность
системы федеральных органов исполнительной
власти, состоящей и министерств и ведомств,
многие из которых образуют в субъектах
Федерации свои территориальные органы.
Состав Правительства Российской Федерации,
порядок его формирования, цели, основные
направления деятельности, полномочия,
взаимоотношения с Президентом и Федеральным
Собранием регламентируются Конституцией
РФ. Президент может самостоятельно вводить
должность федерального министра, не являющегося
руководителем федерального министерства.
Число заместителей определяется Президентом.
Министерство РФ – федеральный орган
исполнительной власти (отраслевые и межотраслевые),
проводящий государственную политику
и осуществляющий управление в установленной
сфере деятельности, а также координирующий
деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти15.