Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 07:19, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрен этап в истории развития политологии в эпоху Возрождения и Нового Времени, характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа.
Введение…………………………………………………………………..
1. Политическая мысль эпохи Возрождения……………………………
1.1 Никколо Макиавелли…………………………………………..
1.2 Томас Мор и Томазо Кампанелла…………………………….
2. Общая характеристика развития политической мысли
Нового Времени…………………………………………………………..
2.1 Томас Гоббс…………………………………………………….
2.2 Джон Локк……………………………………………………...
2.3 Шарль Луи де Монтескье……………………………………..
2.4 Жан Жак Руссо…………………………………………………
3. Современные школы политической науки…………………………...
3.1 Политологическая школа США………………………………
3.2 Немецкая политологическая школа…………………………..
3.3 Политологическая школа Франции…………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………
Тема № 4.
История
мировой политической
мысли
План
работы:
Введение………………………………………………………… |
|
1. Политическая
мысль эпохи Возрождения………………… |
|
1.1
Никколо Макиавелли……………………………… |
|
1.2
Томас Мор и Томазо Кампанелла… |
|
2. Общая
характеристика развития политической
мысли
Нового Времени………………………………………… |
|
2.1
Томас Гоббс………………………………………………… |
|
2.2
Джон Локк……………………………………………………. |
|
2.3
Шарль Луи де Монтескье…………………… |
|
2.4
Жан Жак Руссо…………………………………………… |
|
3. Современные школы политической науки…………………………... | |
3.1
Политологическая школа США………… |
|
3.2
Немецкая политологическая |
|
3.3
Политологическая школа |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список
литературы…………………………………………………… |
Введение
Политическая
наука, или политология, сравнительно
молодая научная и
В
данной работе будет рассмотрен этап в
истории развития политологии в эпоху
Возрождения и Нового Времени, характеризуется
формированием важнейших представлений
о мире политического, о политике, политической
деятельности, государстве, власти, политических
институтах в современном понимании и,
соответственно, истоков их научного анализа.
В конце XV-начале XVI вв. в Западной Европе феодальные отношения начинают приходить в упадок. В недрах феодализма зарождаются новые общественные отношения, которые впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Предпринимателям, промышленникам мешала феодальная раздробленность, поэтому они выступали за создание централизованных государств. Такие государства начинают возникать первоначально в форме абсолютных монархий с сильной центральной властью.
В
этих условиях получает развитие общественная
мысль, а том числе мысль политическая.
Идеологи молодой буржуазии выступили
против засилья католической церкви, с
идеями в защиту прав и достоинств человека.
Проповедуется вера в могущество разума
человека, его творческие силы. Это направление
общественной мысли получило наименование
гуманизма, а время – эпохи Возрождения,
т.е. возрождения идеалов античного мира,
использования их для новой, буржуазной
идеологии.
1.1
Никколо Макиавелли
Первым крупным мыслителем эпохи Возрождения явился итальянец Николо Макиавелли (1469-1527). Его жизнь и деятельность приходилась на беспокойное время. В Италии того времени существовала феодальная децентрализация, между многочисленными княжествами, герцогствами и королевствами шла ожесточенная борьба, страну опустошали иноземные войска. Макиавелли поставил перед собой задачу обосновать необходимость политической централизации в стране и устранения сил, препятствующих этому.
В своей политической теории Макиавелли стремится на основе обобщения многовекового опыта существования государства объяснить государственную политику, осмыслить движение силы развития политической жизни. В этом проявляется историзм исследования Макиавелли, его политичного учения, которое по своему содержанию резко отличалось от предшествовавших теологических учений о государстве.
Для
политической теории Макиавелли характерно
стремление проникнуть в суть закономерностей
общественно-политических процессов
и явлений, вскрыть причины смены
одной формы государства
В своих работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», Макиавелли сформировал свои собственные взгляды на политику и власть, в которых он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». При этом под «фортуной» у итальянского мыслителя имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, а под «доблестью» – личные способности и таланты государя при решении политических задач.
Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью.
Сравнивая
различные формы государства, предпочтение
Макиавелли отдает республике. По его
мнению, только в ней и могут развиваться
способности человека, реализоваться
равенство и свободы людей. Республика,
по мысли Макиавелли, более устойчивая,
чем монархия. Она лучше обеспечивает
единство и мощь государства, рождая у
народа патриотизм. Вместе с тем, он подчеркивал,
что республиканская форма государства
показывает свои преимущества только
в стабильных условиях. Для осуществления
же важных преобразований или преодоления
хаоса, лучшей формой государства становится
монархия.
1.2
Томас Мор и
Томазо Кампанелла
Наряду с политическими учениями, направленными на утверждение нового, буржуазного общественного строя, в XVI веке в Западной Европе, появляются учения, уже отрицающие этот строй, поскольку уже тогда он начал показывать свои пороки: жестокость в обращении с людьми труда, наживание богатства нечестным путем, усиление эксплуатации в период первоначального накопления капитала и другие. Возникает новое направление общественно-политической мысли, получившее название «утопического социализма», родоначальниками которого стали Т. Мор и Т. Кампанелла.
Томас Мор (1478-1535) – английский мыслитель и политический деятель, подверг критике существующий на его родине общественный политический строй. В своем произведении «Утопия» он нарисовал находящееся на неведомом острове Утопия идеальное государство, где нет частной собственности, где все люди равны по своему положению в обществе. Должностные лица государства избираются всем народом и отчитываются перед ним за свои действия. Важные дела обсуждаются всеми жителями острова. Во главе государства стоит правитель, избираемый всем народом. На острове существует всеобщая обязательность труда на общественных началах. Заметим, что это писал не какой-то бедняк, а аристократ, лорд-хранитель печати английского королевства.
Другим
крупным представителем утопического
социализма был доминиканский монах
Томазо Кампанелла (1568-1639). В своем труде
«Город Солнца» он рисует государство,
основанное на всеобщем равенстве людей.
Государственная власть организована
на демократических принципах. Должность
главы государства занимает самый мудрый
и образованный гражданин Города Солнца.
Политические взгляды Мора и Кампанеллы,
несмотря на всю их утопичность и историческую
ограниченность, имели большое значение
в тех условиях. Они выражали мечты народных
низов о лучшем будущем.
2. Общая характеристика развития политической мысли
Нового
Времени
Одной из фундаментальных политических идей Нового Времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
В
основу теории была положена идея о
том, что независимый
2.1
Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – выдающийся политический мыслитель творчество которого относится к периоду английской революции середины XVII в. В своих произведениях Гоббс впервые в Новое Время в систематическом виде разработал светскую теорию полит власти, государства и права. Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существовала, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу. Государство, считал он, возникает на основе договора.
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
Теория
Гоббса оказала большое воздействие
на развитие политико-юридической мысли
и его времени, и более поздних периодов.
Можно сказать, что концепции государства
и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной
степени под знаком проблем, поднятых
Гоббсом.2
2.2
Джон Локк
Джон Локк (1632-1704 гг.) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении».
Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.3