Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 07:19, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрен этап в истории развития политологии в эпоху Возрождения и Нового Времени, характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа.
Введение…………………………………………………………………..
1. Политическая мысль эпохи Возрождения……………………………
1.1 Никколо Макиавелли…………………………………………..
1.2 Томас Мор и Томазо Кампанелла…………………………….
2. Общая характеристика развития политической мысли
Нового Времени…………………………………………………………..
2.1 Томас Гоббс…………………………………………………….
2.2 Джон Локк……………………………………………………...
2.3 Шарль Луи де Монтескье……………………………………..
2.4 Жан Жак Руссо…………………………………………………
3. Современные школы политической науки…………………………...
3.1 Политологическая школа США………………………………
3.2 Немецкая политологическая школа…………………………..
3.3 Политологическая школа Франции…………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………
Целью
деятельности государства, по Локку, должны
быть охрана собственности и обеспечение
гражданских интересов. Средствами, призванными
содействовать осуществлению данной цели,
Локк выбрал законность, разделение властей,
оптимальную для нации форму правления,
право народа на восстание в связи со злоупотреблениями
властью. На закон и законность Локк возлагал
очень большие надежды.
2.3
Шарль Луи де Монтескье
Видным политическим мыслителем был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.). В своих работах «О духе законов», «Размышления о причине величия и падения римлян» Монтескье впервые при рассмотрении политики и власти, применил многофакторный подход. В нем он обусловливал политические и властные явления в обществе целым комплексом важных на его взгляд факторов: природно-географических, социально-экономических, культурных. Он полагал, что для анализа политических процессов необходимо глубокое и всестороннее изучение всех этих факторов, среди которых особую роль он отводил природно-географическому (размеру территории, климату, положению страны). Именно Монтескье считают основателем географического детерминизма.
Главной заслугой Монтескье в политологии является обоснование им принципа разделения властей. В раскрытии этого принципа он идет значительно дальше Локка. Наряду с законодательной и исполнительной, Монтескье выделяет также судебную власть в качестве отдельной ветви власти. По его мнению, разделение властей необходимо для обеспечения в обществе политической свободы. Именно разделение властей, по мнению Монтескье, позволит избежать искушения злоупотреблением властью.
Политическая
свобода, как полагал Монтескье,
возможна лишь в том обществе, в
котором сами граждане заинтересованы
в свободе, и где они создают и поддерживают
институты, способные защитить ее от посягательств
власти.4 Вместе с тем, Монтескье
был противником чрезмерной демократизации
общества, признания суверенитета народа.
Наилучшей формой правления он считал
конституционную монархию по английскому
образцу.
2.4
Жан Жак Руссо
Идеологом мелкой буржуазии и широких народных масс, в первую очередь крестьянства, был Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Главным произведением Руссо стал трактат «Об общественном договоре или принципы политического права». По мнению Руссо, общественный договор представляет собой соглашение людей, по которому каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть переходит к этому объединению. Суверенитет, таким образом, принадлежит всему народу. Люди являются равными в силу этого соглашения, которое образует государство. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может быть органичен никакими законами.
В
государстве Руссо различает
законодательную и
В отличие от Монтескье, Руссо выступил с яростной критикой монархии в целом и абсолютизма в частности. По его мнению, именно абсолютизм выступал тормозом общественного прогресса, именно он становился источником нарастающих проблем и конфликтов, именно по вине абсолютизма граждане не имеют возможности противостоять давлению власти, контролировать или ограничивать ее.
На основе анализа этих реальностей, Руссо создает свою идею государственного правления – идею общей воли (воли большинства). Источником власти у Руссо выступает сам народ, который властвует в лице воли большинства. Чиновник же управляет, руководствуясь законом, принятым волей большинства. Таким образом, Руссо доводит до логического завершения идею Локка о народном суверенитете: если у Локка суверенитет народа проявляется только в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо это основополагающий принцип государственного устройства, необходимое условие его справедливости. Именно в опоре на волю большинства проявляется демократизм политической теории Руссо.
Однако
имелись в концепции Руссо
и недостатки. Так, ориентация исключительно
на волю большинства, автоматически
выводила из сферы государственной
компетенции возможность защиты
государством интересов отдельных
социальных групп (меньшинств), а также
конкретных граждан.
3.
Современные школы политической
науки
3.1
Политологическая школа
США
Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с конца XIX в., прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом:
Первый
период характеризуется
Второй
период характеризуется
Наконец, характеризуя третий период, можно выделить следующие направления:
1. Сравнительная политология - предполагает не только умелое владение методами количественного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Среди видных представителей этого направления можно выделить Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского.
2.
Международные отношения и
3.
Исследование динамики
Таким
образом, перечисленные направления
современной политологии
3.2
Немецкая политологическая
школа
Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:
1. Направление философской политики - использование категорий философии, методов психоанализа (А. Хабермас, Э. Фромм).
2.
Направление на изучение и
анализ социальной природы
3.
Направление на изучение
Подробнее остановимся на основных политических концепциях. Большинство из них связаны с так называемой Франкфуртской школой, которая сложилось на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX века.
Адорно Хабермас - видный представитель немецкой философии. В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие - публичность, общественность.
Эрих Фромм - известный мыслитель XX столетия. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно- социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ Фромм также активно исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур.
Карл Поппер - влиятельный современный мыслитель, одним из величайших в ХХ столетии защитников открытого общества. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы, в том числе как средство, которое не срабатывает, если общество, использующее его, еще не приготовлено ценить свободу и толерантность, а только понимает важность этих ценностей. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот.
Ральф Дарендорф - представитель немарксистской теории социального конфликта в обществе. Его теория развивается по 5 основным направлениям:
Дарендорф
выделяет участников конфликта - это господствующие
над ресурсами с одной стороны и исключенные
из этого процесса с другой. Пути выхода
из главного конфликта, раскалывающего
общество, он видит в социальной мобильности,
которая порождает множество мелких конфликтов,
разъединяющих социальные группы, которые
в конечном итоге стирают грань основного
конфликта и сужают его.
3.3
Политологическая школа
Франции
Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:
Радикальные
изменения в системе