Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:34, реферат
Внешняя политика российской федерации в начале 21 века является тем вопросом, изучение которого позволит в большей степени и более комплексно осознать процессы становления России после «разрушительных» перестроечных лет. Данная тема выбрана по субъективным причинам ввиду интереса, проявляемого к отношениям России и внешнего мира.
Внешняя политика российской федерации в начале 21 века является тем вопросом, изучение которого позволит в большей степени и более комплексно осознать процессы становления России после «разрушительных» перестроечных лет. Данная тема выбрана по субъективным причинам ввиду интереса, проявляемого к отношениям России и внешнего мира.
Начало 21 века для России имеет очень значимое место – приход к власти президента В.В.Путина, ознаменовавший начало нового этапа в развитии нашей страны. Естественно вопрос внешней политики неразрывно связан с данным событием. Можно даже сказать, что личность Путина стала одним из ключевых факторов в развитии международных отношений России.
Состояние внешней политики после Ельцинской эпохи было в крайне плачевном состоянии. А именно, низкий уровень авторитета страны, не развивающиеся дипломатические отношения, пренебрежение государстенными интересавми.
О том как воспринимали Россию в мире косвенно свидетельствует одно событие, произошедшее сразу после прихода к власти Путина. Это гибель атомной подводной лодки «Курск». Военные учения с наблюдателями китайской стороны были призваны продемонстрировать азиатским партнерам мощь российской военной техники с целью дальнейших подписаний контрактов о покупке новейших противолодочных торпед. Естественно, что такое событие не обделило вниманием и США, которой была не выгодна данная сделка. В итоге события развились таким образом, что на учениях была потоплена на американской субмариной наша подлодка. Хоть это и произошло не запланировано, но России показали на ее место. Огласке данный факт не был подвергнут, чтобы не допустить народных волнений и провокации. Однако руководство страны еще раз убедилось в необходимости строить новую концепцию внешних отношений России. Такой документ был утвержден президентом РФ 28 июня 2000 года. В нем была определена стратегия развития международной политики:
«…Высшим
приоритетом
В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.
В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.
Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.
Россия
будет добиваться формирования многополярной
системы международных
Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.
Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:
Приоритетным
направлением внешней политики России
является обеспечение соответствия
многостороннего и
Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.
Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе. Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.
Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.
Серьезный
акцент будет сделан на развитии экономического
сотрудничества, включая создание зоны
свободной торговли, реализацию программ
совместного рационального
Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.
Россия будет добиваться превращения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, включающего, в частности, коалиционную деятельность и деятельность военно-морских сил.
Исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия намерена продолжать участвовать в деятельности Совета Европы.
Ключевое значение имеют отношения с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Это расширение ЕС, переход к единой валюте, институциональная реформа, становление общей внешней политики и политики в области безопасности, оборонной идентичности. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия будет добиваться должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС.
Российская
Федерация видит в ЕС одного из
своих важнейших политических и
экономических партнеров и
Характер
отношений с ЕС определяется рамками
Соглашения о партнерстве и
Реально
оценивая роль Организации