Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:44, реферат

Описание

Цель исследования: изучить избирательную систему РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 2
1) Избирательная система: понятие, виды и основные черты ………………………. 4
2) Избирательная система РФ …………………………………………………………. 15
2.1 Правовое регулирование избирательного процесса в РФ ……………………...... 19
3) Избирательное право: понятие, принципы, гарантии, цензы и ограничения …… 23
4) Источники избирательного права …………………………………………………... 27
5) Выборы: юридическая природа, назначение и виды …………………………….... 28
6) Реализация избирательного права в РФ ………………………………………….... 30
6.1 Законодательство о выборах ………………………………………………………. 30
6.2 Порядок проведения выборов ……………………………………………………... 31
6.3 Ответственность за нарушения избирательных прав граждан ………………….. 33
7) Заключение …………………………………………………………………………... 34
8) Практическая часть ………………………………………………………………….. 36
9) Список используемой литературы …………………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

Введение ………………………………………………………………………………… 2

1) Избирательная система: понятие, виды и основные черты ………………………. 4

2) Избирательная система РФ …………………………………………………………. 15

2.1 Правовое регулирование избирательного процесса в РФ ……………………...... 19

3) Избирательное право: понятие, принципы, гарантии, цензы и ограничения …… 23

4) Источники избирательного права …………………………………………………... 27

5) Выборы: юридическая природа, назначение и виды …………………………….... 28

 6) Реализация избирательного права в РФ ………………………………………….... 30

6.1 Законодательство о выборах ………………………………………………………. 30

6.2 Порядок проведения выборов ……………………………………………………... 31

6.3 Ответственность за нарушения избирательных прав граждан ………………….. 33

7) Заключение …………………………………………………………………………... 34

8) Практическая часть ………………………………………………………………….. 36

9) Список используемой литературы …………………………………………………. 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель исследования: изучить избирательную систему  РФ.

Введение. 

Актуальность  темы заключается в том, что избирательная  система – это важный фактор в политической жизни любой страны, особенно нашей. Путь объективно-исторического отбора подвёл Россию к формированию и функционированию демократического государства. Т. к. это новшество пришло к нам недавно стоит изучить тему избирательной системы подробнее,  для того чтобы в дальнейшем не допустить ошибок, исполняя свой долг перед государством. Каждый гражданин должен знать свои права, одним из которых является избирательное право.  Я считаю, этому пункту следует уделить особое внимание, потому что право голоса есть у каждого человека, достигшего совершеннолетия, и он должен знать, в чём оно заключается. Человек, проживающий на территории РФ обязан хорошо разбираться в избирательной системе, чтобы быть юридически грамотным, и осознавать свою роль в жизни общества и государства.

Я выбрала эту тему, чтобы изучить избирательный процесс, и всё что с ним связано, ведь свобода выбора – это основа демократии. Голосуя,  жители избирают своё будущее, от их участия в выборах зависит их дальнейшая жизнь.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при  которой весь народ осуществлял  бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг  в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов  демократического режима является выборность и сменяемость центральных и  местных органов государственной  власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

  Выборы  - это форма прямого народного  волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

            Выборы дают выход накопившемуся  у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Избирательная система: понятие, виды, основные черты. 

Ведя речь об общем понятии ”избирательная система” стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции.

Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле - это  способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов несколько. Однако все их многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной.1 Рассмотрим их более подробно.

      Исторически первой избирательной системой стала  мажоритарная система, в основе которой  лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

      Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

      С начала прошлого столетия выдвигались  компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства  меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.2

      В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков  наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых  других стали применять систему  единственного передаваемого голоса.

Установление  той или иной избирательной системы  есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном  органе. Те или иные способы определения  итогов выборов часто оказываются  более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

Представляется  небезынтересным обратиться к более  подробным характеристикам существующих в мире разновидностей избирательных систем.

Мажоритарная  система относительного большинства:

      Это самая простая система, при которой  избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число  голосов, то есть больше голосов, чем  любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.

      Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

      Пи  этой системе обычно не устанавливается  обязательный минимум участия избирателей  в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

      Однако  мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Но это еще, как говорится, полбеды. Беда же в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест.3 Так, в Великобритании на парламентских выборах 1951 года консерваторы получили 13 713 тыс. Голосов (48 %) и 312 мест в Палате общин (51,35 %), а лейбористы - 13 948 тыс. Голосов (48,8 %) и 295 мест (47,2 %). На выборах 1974 года сложилась обратная, но столь же несправедливая ситуация: консерваторы, набрав 11 857  тыс. Голосов (38,8 %), получили 296 мандатов в Палате общин (46.6 %), а лейбористы, собрав голосов меньше - 11 654 тыс. (37, 5 %), обеспечили себе 301 место (47,4 %).

      Мажоритарная  система абсолютного  большинства:

От только что  рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)4; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

      При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

      “Статья  L.126 (Закон № 86-825 от 11 июля 1986 г., ст.1.)

Никто не может  быть избран в первом туре, если не получил

    1. абсолютного большинства поданных голосов;

2)    числа  голосов, равного четвертой части  от числа всех внесенных в списке избирателей.

В случае равенства  голосов считается избранным  старший по возрасту кандидат”.5

При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются  одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.

Мажоритарная  система квалифицированного большинства:

При этой системе  избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное  большинство голосов. Квалифицированное  большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

      Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным  избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

Информация о работе Избирательная система РФ