Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:44, реферат
Цель исследования: изучить избирательную систему РФ.
Введение ………………………………………………………………………………… 2
1) Избирательная система: понятие, виды и основные черты ………………………. 4
2) Избирательная система РФ …………………………………………………………. 15
2.1 Правовое регулирование избирательного процесса в РФ ……………………...... 19
3) Избирательное право: понятие, принципы, гарантии, цензы и ограничения …… 23
4) Источники избирательного права …………………………………………………... 27
5) Выборы: юридическая природа, назначение и виды …………………………….... 28
6) Реализация избирательного права в РФ ………………………………………….... 30
6.1 Законодательство о выборах ………………………………………………………. 30
6.2 Порядок проведения выборов ……………………………………………………... 31
6.3 Ответственность за нарушения избирательных прав граждан ………………….. 33
7) Заключение …………………………………………………………………………... 34
8) Практическая часть ………………………………………………………………….. 36
9) Список используемой литературы …………………………………………………. 37
Избирательная
система РФ.
Нынешняя российская
избирательная система
В 32 статье п.2 Конституции говориться о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.
Активное избирательное право граждане РФ получают с18 лет, а пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах является добровольным.
Выборы президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны.
В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение.
Таким образом,
в Российской Федерации действует
смешанная избирательная
В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.
Следовательно, в российской избирательной системе представлены два противоположных по воздействию на партийную систему типа избирательных правил. Списочная система с максимальной величиной округа должна обеспечивать высокую степень пропорциональности при распределении мест на основе полученных голосов, и тем самым усиливать фрагментацию. В свою очередь, система простого большинства с минимальным размером округа ограничивает уровень пропорциональности и уменьшает число партий. Следует отметить, что важным элементом принятой в России избирательной системы является 5%-ый барьер. Введение заградительного барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту уменьшению величины округа. Иными словами, пропорциональная система с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное число партий. 10
Классические концепции воздействия избирательных систем на партийные позволяет предположить, что «смешанная несвязанная» избирательная система теоретически могла бы обеспечить оптимальный формат партийной системы. Как показывают исследования, пропорциональное представительство способно обеспечить участие в политическом процессе всего спектра партий, а система относительного большинства облегчает становление двухпартийного соревнования, преграждая доступ в парламент малым партиям.
Поскольку, взятые
по отдельности обе части «
Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным голосом создает естественные стимулы для раздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так называемому стратегическому голосованию, когда избиратель голосует не за самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают разные основы для выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы поддерживают партийное голосование, тогда как системы большинства – персональное.
Выше я писала о том, как избирательная система может влиять на электоральное пространство. Посмотрим, что же произошло в России. Зимой 1999 года в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные по смешанной избирательной системе. Для анализа долгосрочных эффектов избирательной системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер, связанный с функцией стабилизатора политической обстановки в России. Механический эффект незначительно ограничил представительство малых партий в парламенте, сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в Думу.
Наиболее непредсказуемыми – в плане эффектов избирательной системы – оказались парламентские выборы 1995 года. Вопреки предложениям о снижении уровня фрагментации российской партийной системы политические акторы игнорировали стратегию коалиционного правительства. Незначительное сокращение числа партий в Думе по сравнению с соревнующимися за ее пределами, а также экстренные условия проведения выборов 1993 года создали «иллюзию больших возможностей» для малых партий и политических акторов. Введенный 5%-ый порог представительства урезал число партий на парламентском уровне с 43, участвовавших в выборах, до 4, получивших парламентское представительство.
Механическим
эффектом выборов 1995 года стала высокая
диспропорциональность
Вопреки ожиданиям
разработчиков электорального закона,
две части избирательной
В перспективе связанность двух частей избирательной системы может способствовать появлению двух разнонаправленных тенденций в развитии партийной системы.
В ходе неизбежного структурирования полей межпартийной конкуренции одна из частей избирательной системы постепенно окажется приоритетной. Если структурирование парламента будет происходить преимущественно на партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет к минимуму, то пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечет за собой уменьшение фрагментации партийной системы.
Вторая тенденция
связана с организационной
Правовое
регулирование избирательного
процесса.
Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов.
Центральная
избирательная комиссия
Центральная избирательная комиссия, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации), осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, оказывает помощь избирательным комиссиям, распределяет средства на финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов и т.д.
Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую из них входят Председатель и 12-18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ. В процессе работы избирательных комиссий всех уровней могу принимать участие представители избирательных объединений, зарегистрировавших свой список кандидатов по общефедеральному округу.
Иной порядок
Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике.
Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после поведения выборов определяются и публикуется центральной избирательной комиссией.
Избирательное право Российской Федерации находится в стадии своего развития. Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что "носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...". "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы" (ст.3)
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение таких преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретает устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:
-
обеспечение равенства прав