Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:32, курсовая работа
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
Введение ………………………………………………………………………………………...…… 3-4 стр.
Понятие выборов, избирательного права и избиратель-
ной системы………………………………………………………………………………...…… 5-17стр.
Виды избирательных систем ………………………………………………..…18-20 стр.
Особенности избирательной системы современной Рос-
сии на современном этапе…………………………………………………………20-27 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...……28 стр.
Список литературы…………………………………………………………………..………29 стр.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовская государственная академия права
Гуманитарный факультет
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Курсовая работа
по предмету: «Политическая история России»
на тему: «Избирательная система России»
Научный руководитель
Слобожникова В.С
Выполнила студентка 1 курса
Кокуева Г.Н
Саратов 2010 г.
П л а н:
Введение ………………………………………………………………………………
ной системы……………………………………………………………
сии на современном этапе…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум,
представляют собой узаконенную
форму прямого народного
Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, «народные избранники» традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.
Выборы непосредственно
отражают политическую систему и
со своей стороны влияют на неё. Вся
их организация и порядок
Понятие выборов, избирательного права и
избирательной системы
Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.
Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.
Основополагающим
Без преувеличения можно сказать, что от соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел. Собственно, это относится и к другим высшим должностным лицам Российской Федерации и её субъектов, избираемым российскими гражданами. Пока результаты предшествующих избирательных компаний неутешительны: многие лица избранные во властные структуры государства, не оправдали доверия своих избирателей, не выполнили своих предвыборных обещаний и не освободились от сложившихся в прошлом стереотипов. О каких бы проблемах ни говорили кандидаты, решение этих проблем в значительной степени зависит от того, насколько они компетентны в них, насколько способны квалифицированно использовать свои полномочия, придя к власти. О прежних функционерах властных структур государства у избирателей уже сложилось негативное мнение. Ведь если не выполняются данные ими обещания, если годами назревают и не решаются проблемы, если обмануты ожидания людей на улучшение их жизненных условий, а их законные требования сплошь и рядом наталкиваются на барьеры президентский указов, постановлений и распоряжений правительства, инструкций министров и ведомств, то как ещё можно оценить их деятельность? Разумеется, только радикально обновить высшие эшелоны власти. И здесь правовым подспорьем должен послужить Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Исходя из положений закона, граждане России могут в полной мере воспользоваться своим избирательным правом и теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию. Собственно, требованиями закона должны руководствоваться все иные объединения, должностные лица, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели в процессе проведения избирательной компании.
Вместе с тем нельзя не отметить, что является отражением субъективной позиции его разработчиков.
Первая глава Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» посвящена общим правовым положениям, имеющим основополагающее значение при решении вопросов, связанных с обеспечением избирательных прав российских граждан. В ней сформулированы пределы действия закона, раскрывается содержание основных терминов, используемых в нем, провозглашаются принципы участия граждан в выборах.
Общие положения, содержащиеся в первой главе, определяют содержание и сферу применения всех остальных норм закона.
Главные вывод из специфики норм первой главы закона в процессе из реализации заключается в том, что ни одна из её статей, ни деятельность властных структур государства или общественных объединений не могут противоречить закреплённому в Конституции РФ положению, согласно которому высшим непосредственным выражением власти народа являются, помимо референдума, свободные выборы. Это подчеркивается и в преамбуле федерального закона. В частности, в ней говорится, что «демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти».
Основное содержание ст. 1 сводится к тому, что Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» не могут противоречить нормативно-правовые акты, издаваемые как на федеральном, так и на региональном уровне. Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии могут быть изменены только путем принятия нового федерального закона. При всей кажущейся позитивности этого императивного предписания все же обращает на себя внимание одно немаловажное обстоятельство: оно не обставляется указанием на Конституцию РФ как на незыблемую правовую основу избирательных прав и гарантий граждан Российской Федерации, в строгом соответствии, с которой и может быть принят такой закон. Поэтому связывать изменение избирательных прав и гарантий граждан с принятием обычного федерального закона – значит вольно или невольно ставить под сомнение верховенство Конституции РФ. И вообще не понятно, какой смысл вкладывается в понятие «изменение избирательных прав и гарантий». Ведь согласно ст. 2 настоящего закона, под избирательными правами граждан следует понимать их конституционное право избирать и быть избранными. Ну, а если это конституционное право, то оно может быть изменено только федеральным конституционным законом, который вносит изменения и дополнения в Конституцию.
Особенностью закона является и тот факт, что он предусматривает его изменение на региональном уровне. Это имеет место только лишь в том случае, когда федеральный закон обогащается законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти, т.е. в случае установления ими дополнительных гарантий избирательных прав граждан.
И все же, несмотря ни на что, верховенство и незыблемость Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» являются правовой гарантией против посягательства со стороны соответствующий властных структур государства и должностных лиц на свободное и беспрепятственное проведение выборов, равноправие граждан, принимающих участие в них.1
Полная свобода воли в избирательной компании является правовой основой демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей.
Отсюда и задача федерального закона – закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.
Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной компании, чувство ответственности за ее результаты.
Но главное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строго руководствоваться его нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессе подготовки и проведения выборов.
Раскрытие специфического содержания основных терминов, применяемых в законе, позволяет правильно использовать его нормы, понять их смысл и практическую значимость.
Так, раскрывая содержание термина «выборы в Российской Федерации», закон чётко фиксирует круг тех организационно-правовых мероприятий, которое им покрываются. Это не только голосование избирателей при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и действия граждан Российской Федерации, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и т.п. Как видим, голосование и подведение его итогов – это только одна из составных частей выборной компании. Поэтому участие граждан в федеральных выборах – это разнообразные формы их деятельности, связанные с поэтапным решением вопросов при формировании выборных органов государства. Разумеется, сказанное вовсе не исключает использование термина «выборы» в узком смысле слова, в смысле голосования и подведения его итогов.
Что же касается раскрытия содержания понятия «избирательное право», то представляется, что это сделано в законе не совсем удачно. В частности, термин «избирательные права» выражен в многочисленном числе, а сводится он к единичному. Это все равно, что сказать: граждане – это гражданин, принадлежащий к определенному государству