Избирательная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

дать понятие избирательной системы в РФ;
рассмотреть принципы на которых строится избирательная система РФ;
рассмотреть виды избирательных систем в РФ;

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Избирательная система: понятие, принципы, виды....................................... 5
2. Мажоритарная избирательная система в конституционном праве Российской Федерации.....................................................................................
12
3. Пропорциональная избирательная система в конституционном праве Российской Федерации.....................................................................................
16
Заключение............................................................................................................. 21
Список использованных нормативных актов и литературы............................. 25

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая - КПРФ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     а) принцип гласности;

     б) принцип проведения выборов избирательными комиссиями;

     в) территориальный принцип организации  выборов (выборы проводятся по территориальным  избирательным округам);

     г) принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, т.е. помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии, при допущении смешанного рефинансирования).

     В Российской Федерации в последние  годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно-пропорциональная). О мажоритарной и пропорциональной системах писал в свое время русский юрист дореволюционной поры  Н.И. Лазаревский. По его мнению, мажоритарная – это система выборов, при которой по округу проходит депутат (депутаты), получивший абсолютное большинство голосов; пропорциональная – система выборов, когда от округа избирается несколько депутатов, причем избранным считается не только список, получивший наибольшее число голосов. Все места распределяются между отдельными списками, от каждого из которых берется число депутатов, пропорциональное тому числу голосов, которое этот список получил [1].

     Пропорциональная  система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). До 2003 года в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент  по  партийным  спискам, а  другая  половина  выбиралась в местных

 

1. Козлова Е.И. Конституционное право России. - М: Юристъ, 2000. С. 347-348.

округах по мажоритарной системе.

     При мажоритарной системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента.

     При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %.

     Голоса, отданные за партии, не прошедшие в  парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года.

     Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

     Депутаты  Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

     Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 – Советом Федерации, 5 — Государственной Думой.

     Действия  избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий.

     Стадии  избирательного процесса

  • назначение даты выборов;
  • образование (определение) избирательных округов;
  • установление избирательных участков;
  • создание избирательных органов;
  • регистрация избирателей;
  • период выдвижения кандидатов или партийных списков;
  • агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию;
  • голосование;
  • опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии;
  • подсчет голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией; контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Мажоритарная  избирательная  система  в  конституционном  праве Российской Федерации

 

     Мажоритарная  система – это система, при  которой избранным считается  тот кандидат, который набрал установленное  законом большинство голосов. Она  является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

     В странах, имеющих длительные демократические  традиции, политическая жизнь давно  монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах  и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату.

     Больше  шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к  тщательной, хотя и рутинной, законодательной  работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.

     Мажоритарная  система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей [1].

     Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

     Поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

     Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50% + 1 голос). В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия,  кандидаты которой по стране собрали большинство  голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае,

 

1. Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. - М., 2008. С. 672.

если  избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов.

     При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

     Достоинством  мажоритарной системы абсолютного  большинства в отличие от большинства  относительного является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей. К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность. При этом степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей. Для преодоления указанного недостатка применяется, как правило, повторное голосование (второй тур) [1].

     Так же избежать нерезультативности возможно различными способами.

     Первый  способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что  избиратель в одномандатном избирательном  округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются   по   первым   предпочтениям.  Кандидат,  получивший   более

 

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации /Под ред. А.А. Вешнякова. - М: Норма, 2003. С. 564-565.

половины  первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

     Другой  способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем федеральном законе так и предусмотрено).

    Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому  такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство  голосов, то система именуется системой трех туров.

     Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для  избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Информация о работе Избирательная система в Российской Федерации