Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:38, реферат
Избирательное право составляет неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации. Одна из важных составных частей выборов – информационные отношения. Без активно циркулирующей в обществе в период избирательной кампании информации избирателям трудно определиться в собственном окончательном выборе. Информационное обеспечение выборов включает: информирование избирателей и предвыборную агитацию. Каждая из двух частей способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов, однако разными методами.
Избирательное право составляет неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации. Одна из важных составных частей выборов – информационные отношения. Без активно циркулирующей в обществе в период избирательной кампании информации избирателям трудно определиться в собственном окончательном выборе. Информационное обеспечение выборов включает: информирование избирателей и предвыборную агитацию. Каждая из двух частей способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов, однако разными методами.
Информирование избирателей.
Информирование избирателей осуществляют
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, комиссии, организации,
осуществляющие выпуск средств массовой
информации, физические и юридические
лица в соответствии с Законом
об основных гарантиях избирательных
прав. Очевидно, что названная деятельность
должна также соответствовать
Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках осуществляют комиссии. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтения какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным. Данная гарантийная норма направлена на ограждение названных лиц от стороннего давления, имеющего целью заставить их в рамках информационного обеспечения выборов в нарушение законодательства вести предвыборную агитацию в чьих-либо интересах.
В день голосования до момента
окончания голосования на территории
соответствующего избирательного округа
запрещается публикация (обнародование)
данных о результатах выборов, в
том числе размещение таких данных
в информационно-
Разновидностью информирования избирателей закон называет опубликование (обнародование) результатов опроса общественного мнения, а также прогнозов результатов выборов, иных последствий, связанных с проводимыми выборами.
Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в том, что оно носит нейтральный характер, не связано ни с положительной, ни с отрицательной оценкой кандидатов, партий, избирательных блоков, комментированием действий (бездействия) последних и их последствий. Оно не имеет ничего общего с распространением информации, имеющей целью побудить или побуждающей избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
Согласно избирательному законодательству правом на информирование избирателей наделен широкий круг организаций: органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации (далее - СМИ), а также юридические и физические лица. Однако информировать избирателей, в том числе и через СМИ, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о политических партиях, избирательных объединениях и блоках, о кандидатах, списках кандидатов, о ходе подготовки и проведения выборов и их результатах имеют право только избирательные комиссии.
Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании: а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель; в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов); г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов; ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
Предвыборная агитация может
проводиться: а) на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических
печатных изданиях; б) посредством проведения
массовых мероприятий (собраний и встреч
с гражданами, митингов, демонстраций,
шествий, публичных дебатов и
дискуссий); в) посредством выпуска
и распространения печатных, аудиовизуальных
и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом
методами. Кандидат, избирательное
объединение, избирательный блок самостоятельно
определяют содержание, формы и методы
своей агитации, самостоятельно проводят
ее, а также вправе в установленном
законодательством порядке
Запрещена оплата агитации за кандидата, избирательное объединение, избирательный блок из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса; е) иностранным гражданам, за исключением тех случаев, когда они имеют право избирать и быть избранными на муниципальных выборах, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. При этом, однако, лица, замещающие выборные муниципальные должности, вправе проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, если они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
Политическая партия, в
том числе входящая в избирательный
блок, в случае выдвижения ею или
соответствующим избирательным
блоком кандидата (списка кандидатов)
и последующей регистрации
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.
Государственные и муниципальные
организации телерадиовещания и
редакции государственных и
Зарегистрированные кандидаты,
избирательные объединения, избирательные
блоки не вправе использовать предоставленные
им бесплатное эфирное время, бесплатную
печатную площадь для проведения
предвыборной агитации за других зарегистрированных
кандидатов, за другие избирательные
объединения, избирательные блоки.
Исключение составляет проведение предвыборной
агитации зарегистрированными
Негосударственные организации
телерадиовещания и редакции негосударственных
периодических печатных изданий
вправе предоставлять
Государственные органы, органы
местного самоуправления обязаны содействовать
зарегистрированным кандидатам, избирательным
объединениям, блокам в организации
и проведении собраний, встреч с
избирателями, публичных дебатов
и дискуссий, митингов, демонстраций
и шествий. Заявления о выделении
помещений для проведения встреч
зарегистрированных кандидатов, их доверенных
лиц, представителей избирательных
объединений, блоков с избирателями
рассматриваются
По заявке зарегистрированного
кандидата, избирательного объединения,
блока помещения, пригодные для
проведения массовых мероприятий и
находящиеся в государственной
или муниципальной