Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 15:56, реферат
В узком смысле избирательной системой является способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Введение 3
Глава 1 Понятие избирательной системы 4
Глава 2 Характеристика избирательных систем 6
2.1 Мажоритарная избирательная система, ее виды 6
2.2 Виды и особенности пропорциональной избирательной системы 8
2.2.1 Партийные списки в многомандатных избирательных округах 9
2.2.2 Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами 10
2.2.3 Один передаваемый голос за нескольких кандидатов в многомандатных окргах 10
2.2.4 Достоинства и недостатки пропорциональной системы 11
2.3 Полупропорциональные и смешанные избирательные системы 13
Глава 3 Избирательная система Российской Федерации 16
Заключение 19
Список используемой литературы
На текущий момент в России действуют две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная система.
Такая ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.
Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.
Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.
Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право.
Совет
Федерации Федерального собрания РФ
не избирается, он формируется из представителей
законодательной и
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.
Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.
В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «выбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.
В
этом смысле рассмотрение мирового опыта,
различных схем избирательного процесса
в тех или иных условиях, существующих
типов избирательных систем, позволяет
глубже понимать происходящие в России
политические процессы, оценивать реальную
репрезентативность российской политической
власти, осознанно и компетентно участвовать
в избирательном процессе, и тем самым
по максимуму возможностей влиять на качество
политической системы своей страны, а,
значит, и на качество собственной жизни.
Заключение
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Выборы
дают выход накопившемуся у
Список
использованной литературы