Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:07, реферат
Неслучайно избирательные системы и процессы считаются одной из главных характеристик демократии. А демократическим называется государство, в котором идеологически и социально различающимся группам открывается легальная возможность для соревнования за контроль над властью, и где агенты, контролирующие властные институты, избираются и ответственны перед народом. Когда в демократическом обществе граждане участвуют в выборах, они осуществляют свое право и обязанность решать, кто будет управлять от их имени
Введение
1. Понятие избирательной системы
2. Виды избирательных систем
2.1 Мажоритарная избирательная система
2.2 Пропорциональная избирательная система
2.3 Смешанная избирательная система
2.4 Избирательные системы единственного не переходящего голоса и кумулятивного вотума
Заключение
Список использованной литературы
«Политология»
на тему:
«Избирательные системы современности»
Выполнил:
студент 441 группы 4 курса
заочного отделения
Королёв Олег Антонович
№ зачетной книжки 28126
Вариант №6
Проверил:
Тарасов А.С.
Санкт-Петербург
Пушкин
2013
Содержание:
Введение
1. Понятие избирательной системы
2. Виды избирательных систем
2.1 Мажоритарная избирательная система
2.2 Пропорциональная
2.3 Смешанная избирательная
2.4 Избирательные системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Главный механизм, превращающий это согласие во властные полномочия правительства, – это свободные, тайные и равные выборы.
Неслучайно избирательные
Избирательная система – явление
чрезвычайно сложное и
Сущность любой избирательной
системы – характер соотношения
голосов избирателей, поданных за отдельного
кандидата или партийный
Представленной контрольной
- понятие избирательной системы;
- виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешенная.
Исследование данных аспектов темы я и определяю как цель и задачи своей контрольной работы.
Понятие избирательной системы
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.
Избирательная система — важный элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
Избирательная система охватывает:
а) принципы и условия участия
в формировании избираемых органов
б) организацию и порядок выборов
(избирательный процесс) и отзыва
выборных лиц. Определяя условия
участия граждан в формировании
выборных государственных органов,
избирательные системы исходят
из принципов всеобщности и
Избирательный процесс включает: назначение выборов (как правило, это — прерогатива главы государства), регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию избирательных округов, районов и т. д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным)
При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.
Избирательные системы отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько модификаций, сколько государств, использующих в политических целях процедуру выборов. Однако базовых систем две: мажоритарная (плюральная) и пропорциональная.
Виды избирательных систем
Основные избирательные
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Далее в работе, я подробнее рассмотрю эти разновидности.
Уже на заре становления конституционного
строя стали выдвигаться идеи п
Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Её становление началось в послевоенный период, она должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем.
Мажоритарная избирательная система
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими1.
При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.
Мажоритарная система
Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один - два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.
Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримендеринг»1.
Цель «избирательной географии» заключается
в том, чтобы сделать голос
более консервативного
Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.
При мажоритарной системе абсолютного большинства, победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей1. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов2.
Достоинство данной системы по сравнению
с системой относительного большинства
заключается в том, что избранными
считаются кандидаты, поддержанные
действительным большинством проголосовавших
избирателей, хотя бы это большинство
составляло один голос. Но сохраняется
тот же дефект, который является
главным у системы
Мажоритарная избирательная
Пропорциональная
Данная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией0 голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В Скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по «национальному округу». Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа, за исключением Франции, половина депутатов ГД РФ и др.).
Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.
Избирательная квота вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, т.е. определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.
По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.
Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.
Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.
Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.