Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:51, реферат
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.
Выборы и представительство означают, что источник власти находится в народе, а не на вершине государственной пирамиды. В ст. 3 Конституции Республики Беларусь отмечается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией [7].
По мнению профессора Князева С.Н., проведение выборов в органы государственной власти всегда связано с нарастанием особого вида политической деятельности, когда претенденты вступают в конкурентную борьбу и предпринимают различные шаги, чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. На политической сцене начинают разворачиваться разнообразные события: проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с населением, политические лидеры выступают с критическими заявлениями и позитивными программами в средствах массовой информации, на улицах появляются рекламные плакаты, распространяются листовки и т.д. [12, с. 180].
Все
многообразие событий, инициируемых и
создаваемых людьми в преддверии
и во время выборов в
Вместе с тем каждый кандидат или избирательный блок, вступая в предвыборную борьбу, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого определенные усилия. Таким образом, по мнению учёного Пугачёва В. П., термин избирательная кампания применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам и партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором – систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии [10, с.402]. Избирательная кампания тоже предстает в виде событий, связанных с принятием её участниками определенных решений, с проведением ими оценки ситуации и последующей организацией различных акций. Однако она является лишь частью единого избирательного процесса, разворачивающегося в стране [13, с. 534].
По мнению Соловьёва А. И., избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, далеко не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентируются на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д. [13, с. 534-535].
Как отмечает политолог Пугачёв В. П., каждая избирательная кампания ведется ее инициаторами в условиях жесткой борьбы с политическими соперниками. Ведь избирательный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам. Для того чтобы это соперничество не выливалось в острое противостояние и кризисы, в каждой стране создаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса. Конечно, законодательство не может регламентировать всю деятельность участников избирательного процесса, но, тем не менее, оно создает для них определенные правовые рамки, выход за которые влечет применение к нарушителю различных санкций [10, с. 403]. В Республике Беларусь такие законодательные нормы представлены в Конституции Республики Беларусь, в Избирательном кодексе Республики Беларусь (принят 11 февраля 2000 года), в законах «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь» от 27 октября 1989 г., «О выборах Президента Республики Беларусь» от 29 марта 1994 г., «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 9 июля 1999 г. и других [6]. Кроме того, к действующему избирательному законодательству следует отнести некоторые указы и декреты Президента, решения Конституционного суда, Центральной комиссии по выборам, решения местных исполнительных органов власти по созданию избирательных комиссий, а также нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Гражданского процессуального кодекса, предусматривающие ответственность за нарушения избирательного законодательства и порядок обжалования действий избирательных комиссий [6].
Как отмечает в своей работе Альфер С.А. и Чудаков М.Ф., рассматривая избирательную кампанию как разновидность политического процесса, следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать «правила игры», т.е. создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения [1, с. 163].
В соответствии с мнением
Согласно мнению учёных Бельского В.Ю. и Сацуты А.И., в самом общем плане избирательные технологии подразделяются следующим образом:
По мнению политолога Бондаря П.И. и Мельника В.А., к основным элементам избирательных технологий можно отнести:
Вплоть до середины XX в. избирательные кампании проводились главным образом силами партийных активистов, друзей кандидатов, сочувствующих граждан, которые хотели бы помочь действующим политикам. В основе действий таких помощников кандидатов лежали личный энтузиазм, преданность идее или делу партии, чувство ответственности, желание сделать все возможное для победы на выборах. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на интуицию, опыт, чем на научное знание особенностей электорального поведения и избирательных технологий.
Современный подход к избирательным технологиям отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта политической борьбы и научного знания. Важно не только знать хорошо зарекомендовавшие себя приемы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи конкретных технологий. Но такое понимание становится возможным лишь в том случае, если организаторы избирательной кампании владеют необходимыми теоретическими знаниями, способны адекватно оценить ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, определить те «болевые точки» в сознании и мотивации людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов направлении. Данное обстоятельство вынуждает организаторов избирательных кампаний обращаться к помощи профессионалов – людей, специализирующихся в области политических технологий, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками [3, с. 137].
В настоящее время во многих странах появились люди, чьей профессией стала организация предвыборных кампаний, сформировались агентства, специализирующиеся в этой области. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. В России политические консалтинговые фирмы впервые громко заявили о себе в период предвыборных кампаний 1995-1996 гг. Победу на выборах, как правило, одерживали не те кандидаты и партии, которые по старинке опирались на «своих людей», на партийный или административный аппарат, а те, кто нанимал политических консультантов. Яркую страницу в историю развития политического консультирования в нашей стране вписали различные агентства, работавшие в ходе избирательных кампаний 1996-2000 гг., готовившие поездки кандидатов, предоставлявшие избирательным штабам не только данные о текущих рейтингах, но и информацию о предпочтениях, взглядах и установках населения, дифференцированную по регионам, по типам поселений, по профессиям, по возрастным группам, взаимодействовавшие со средствами массовой информации и т.д. [13, с. 535-536].
Таким
образом, избирательные технологии есть
симбиоз научных знаний, политического
опыта и целеустремлённых действий организаторов
выборов. Данные технологии в руках профессионалов
становятся достаточно сильным оружием,
позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого
этими профессионалами кандидата значительные
слои населения, изменять их электоральные
предпочтения. Однако это становится возможным
только в том случае, если избирательные
технологии используются комплексно,
в соответствии с научно обоснованной
стратегией избирательной кампании, если
они учитывают поведение политических
соперников, а также реальные процессы,
происходящие в массовом сознании.
МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
По мнению политолога Е. Малкина, избирательная кампания кандидата (партии) заканчивается с подсчетом голосов избирателей и установлением результатов выборов. А вот определить момент ее начала достаточно трудно. Дальновидные кандидаты начинают предпринимать действия, направленные на их избрание, задолго до старта официальной выборной кампании. Часто кандидат уже со дня окончания выборов активно готовится к следующим и находится, таким образом, в состоянии «перманентной» избирательной кампании. Что же касается политических партий и их лидеров, то для них перманентная кампания - вообще естественный способ существования [8, с.13].
В соответствии с мнением профессора Гаджиева К.С., под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политически партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата
[4, c. 249].
Существует целые ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в разных странах. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства, или же парламент назначают официальную дату выборов [14, с. 318]. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Существуют различные способы выдвижения и регистрации кандидатов: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определённой поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов. Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, группами граждан, собравшими определённое количество подписей в их поддержку [10, с. 403]. Для проведения избирательной кампании создаётся специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидаты проходят процедуру регистрации избирательными комиссиями. Только тогда их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. Чтобы добиться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность [14, с.318]. Международные признанные нормы свободных выборов предполагают ограничения для баллотировки кандидатов лишь по признакам гражданства, возраста, срока проживания в стране, судимости по уголовным делам, психической и физической полноценности [10, с. 403].