Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:51, реферат
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.
Этот план включает всю технологическую цепочку мер и шагов, предпринимаемых кандидатом и командой с момента начала подготовки выборов до анализа хода кампании после окончания выборов. Он не содержит детальной разработки мероприятий программы, а лишь называет их формы.
Подробный
и оперативный перечень мероприятий
агитационного периода
Таким образом, кандидат и менеджер с помощью трёх документов: стратегического плана, плана избирательной кампании и графиков мероприятий.
График, или календарный план, кампании составляется еженедельно и еженедельно подводятся краткие итоги проведённых мероприятий.
Составление графиков предусматривает этапы избирательной кампании, зафиксированные законом, красные даты календаря, а также местные условия (время популярных телепередач или массовый выезд на дачи).
Составлять
еженедельные графики должен один и
тот же человек. На практике чаще всего
это делает руководитель команды (менеджер).
Он же согласовывает сроки с
Бюджет избирательной кампании
С проблемой финансирования избирательной кампании всегда сталкивались кандидаты. Особенно остро она встаёт сейчас в свете положений Избирательного кодекса, регулирующих порядок финансирования избирательной кампании. Закон предусматривает ограниченное государственное финансирование на печатные материалы и запрещает какие-либо расходы на избирательную кампанию со стороны кандидатов и партий. Тем не менее, все кандидаты должны знать, что без точно рассчитанного бюджета план кампании осуществить будет весьма сложно [12, c. 279].
Бюджет входит отдельным разделом или приложением к нему (что позволит сохранить его секретность) в план кампании и включает все возможные статьи расходов: оплата социологических опросов; оплата труда членов команды и консультантов; печатание рекламных материалов для обеспечения мероприятий в округе; бэджи (нагрудные значки) для членов команды «За кандидата Иванова»; оплата услуг СМИ; аренда помещения под штаб кампании; транспортные расходы, всевозможные почтовые расходы; резерв на непредвиденные нужды.
Кампания должна следить за расходами, чтобы вовремя пополнить бюджет. Право кампании – обойтись без каких-либо вышеперечисленных затрат [14, c. 325].
Предвыборная программа кандидата
Как отмечает профессора Соловьёва А.И., при составлении предвыборной программы кандидата кампания должна найти оптимальное сочетание объёма, содержания и формы программы.
Разумеется, направление такого поиска во многом зависит от вида выборов. Так, на президентских выборах избиратели ждут от кандидата масштабного проекта развития страны на ближайшие годы, на парламентских – чёткого обозначения своей политической позиции, на местных – большего внимания к нуждам округа. Кроме того можно выделить и ряд общих требований к конструированию программы.
Прежде
всего, программа должна содержать
генеральную идею или, как говорят
на профессиональном сленге, «хит». Речь
идёт о каком-либо главном положении,
которое притягивает к
По мнению политолога Малкина Е.,«хит» программы всегда содержит указание на какое-либо основное противоречие в окружающей социальной реальности. Действительно, трудно себе представить кандидата (даже среди представителей власти),который бы утверждал, что вокруг царит порядок и благоденствие и поэтому ничего не надо менять. В самом общем виде можно выделить четыре главных основания для поиска генеральной идеи программы:
Ещё раз обратим внимание на то, что выше перечислены не просто генеральные идеи возможных программ, но именно основание для их поиска. Сам «хит» должен быть сформулирован более конкретно.
Предвыборная программа должна органично сочетаться с партийной принадлежностью кандидат (если таковая имеется). Разумеется, это не означает, что нужно заставить избирателя прочитать полную программу вашей партии, однако указанные на политическое амплуа и идеологические ориентации должно быть однозначно понятно избирателем. Кроме того, программа должна быть идеологически стройной. Иными словами, в ней не должно быть взаимоисключающих друг друга требований (например, требование ввести частную собственность на землю и требование передать землю тем, кто её обрабатывает).
В соответствии с мнением политолога Альферова С.А., следующим чрезвычайно важным шагом в составлении программы является поиск точных слов для выражения и разъяснения генеральной идеи. К этому этапу работы надо отнестись очень ответственно. Именно по определённым словам, как по знакам или сигналам, избиратель опознаёт «своего» кандидата и его соперников.
Необходимо найти яркую публицистическую форму изложения программы. Лучше всего доверить её оформление профессионалу в области составления текстов. Готовый текст программы можно также предложить для экспертизы отдельным избирателям, предложив им высказать своё мнение по поводу восприятия его содержания [1, c.203].
Как отмечает политолог Тавадов Г.Т., программа кандидата – один из наиболее ответственных документов в избирательной кампании. Вот почему для её составления не следует жалеть времени и иных ресурсов. Именно программа обозначает позицию кандидата в политическом поле, делает его узнаваемым и приемлемым. От того, насколько ответственно кандидат и его команда подходят к составлению программы, во многом зависит окончательный успех кампании [14, c. 319].
Формы работы с избирателями
Говоря об агитационно-пропагандистской работе во время избирательной кампании, нужно учитывать, что она имеет свои специфические требования и особенности.
Существуют активные и пассивные формы работы с избирателями. К пассивным формам можно отнести всё, что действует на избирателей опосредованно, без прямого контакта с кандидатом и его командой: листовки, плакаты, рекламная продукция, средства массовой информации. Активными формами соответственно будем считать: личные встречи кандидата с избирателями; участие кандидата и команды в митингах и массовых мероприятиях; агитационный обход квартир и другие прямые контакты с избирателями.
Одной из важных форм работы с избирателями является организация выступлений кандидата перед избирателями. При умелой организации таких встреч непосредственное общение с кандидатом оказывает самое сильное воздействие на избирателей. Такие встречи помогают кандидату устанавливать положительный эмоциональный контакт со своими избирателями, тем самым облегчая себе решение задачи оказания направленного воздействия на мотивацию их электорального поведения [13, с. 547].
При выборе форм агитации надо помнить, что законодательство о выборах Республики Беларусь ограничивает материальные возможности кандидатов по выпуску рекламной продукции [6].
Работа команды в день выборов
Как отмечает профессор Чудаков М.Ф., как бы успешно ни велась работа в округе в течение избирательной кампании, важно победно завершить «финальный матч». Привлечь избирателей на участки и проконтролировать ход голосования – две важнейшие задачи команды в день выборов. Для этой работы мобилизуются не только члены команды и добровольцы, но и сторонники кандидата, не имевшие возможности помочь ему ранее.
Приглашение осуществляется известными способами: по телефону и кампанией «от двери к двери». За день до выборов можно расклеить на дверях подъездов убедительный призыв проголосовать со ссылкой на материальные затраты, идущие на выборы из карманов налогоплательщиков [1, c. 233].
Кандидат должен не забывать о том, что агитационная деятельность в день выборов запрещена, нельзя нигде не упоминать фамилию кандидата. Если у кандидата будет возможность получить информацию о ходе голосования от наблюдателей или членов комиссии, то кандидат сможет существенно сэкономить людские ресурсы, обращаясь к избирателям адресно. Кандидат в депутаты, которого знают избиратели, может опосредованно повлиять на ход голосования, появляясь в день выборов на участках или в многолюдных местах.
Наблюдение за выборами на участке может осуществлять член участковой избирательной комиссии, направленный кандидатом заблаговременно на этапе формирования комиссии или член команды, зарегистрированный как наблюдатель накануне дня выборов в соответствии с требованием закона. Чтобы гарантировать присутствие на участке хотя бы одного наблюдателя, необходимо согласовать работу с другими кандидатами. Кандидат может привлечь к наблюдению студентов юридических факультетов, представителей общественных организаций, журналистов [6].
Наблюдатели должны быть чётко проинструктированы о том, что можно и чего нельзя делать, представлять, что входит в их обязанности и обеспечены соответствующими материалами, бланками итоговых документов.
Среди привлечённых в день выборов сторонников кандидата должен быть юрист, хорошо разбирающийся в избирательном законодательстве.
Организация наблюдения должна быть такой, чтобы, не мешая работе комиссии, защитить интересы кандидата от случайных и неслучайных нарушений в ходе голосования.
Таким образом, приведенная структура организации и проведения избирательной кампании является достаточно универсальной. Данной структуры придерживаются многие политологи, но у каждого есть свои специфические критерии для организации и проведения избирательных кампаний. В принципе, данная структура охватывает кампании любого уровня, масштаба и типа. При этом наполнение структуры (тактический рисунок кампании), естественно, зависит от уровня и других параметров кампании. Если речь идет о крупных кампаниях (федеральные, губернаторские), то все направления должны быть охвачены по максимуму; в мелких по масштабу и уровню кампаниях ряд направлений достаточно просто обозначить.