Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:41, курс лекций
Процессуальное осуществление субъектами своих прав и обязанностей является основным содержанием норм избирательного права, подавляющее большинство которых являются процессуальными. Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.
1. Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти
Процессуальное
осуществление субъектами своих
прав и обязанностей является основным
содержанием норм избирательного права,
подавляющее большинство
Данное определение содержит следующие признаки избирательного процесса:
· избирательный процесс - это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;
· избирательный процесс - деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е. лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;
· избирательный
процесс это деятельность, направленная
на избрание выборных лиц. Избирательный
процесс имеет строго целевое
назначение, юридическим результатом
которого является формирование органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, и избрание
должностных лиц
· избирательный
процесс - это деятельность, урегулированная
процессуально-правовыми
· избирательный процесс - это осуществление и избирательных действий в определенной последовательности. Поступательное движение избирательного процесса его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, и избирательного объединения[1].
Федеральное законодательство не содержит легального определении и избирательного процесса, однако, оно встречается региональном По временным рамкам избирательный процесс совпадает с понятием "избирательная кампания" - периоду со дня официального опубликования решения уполномоченного на го должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
Принципы избирательного процесса. Процессуально правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса и избирательно-процессуальной формой.
Основными принципами и избирательного процесса являются следующие принципы.
Принцип осуществления организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами избирательными комиссиями.
Для проведения выборов создаются специальные органы - избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, - единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
Принцип непрерывности и поступательности избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов. Это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными. Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса. Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесс . Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом, например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата.
Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования, установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами. Избирательное законодательство предусматривает различные формы реагирования на случаи несоблюдения своих норм. Основной из этих форм является ответственность участников процесса за нарушения избирательного законодательства, предусмотренная в трех видах: избирательно-правовая ответственность, административная ответственность и уголовная ответственность.
Принцип гласности (открытости). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Этот принцип не является абсолютным, так как не ко всем действиям субъектов процесса закон предъявляет требование публичного совершения. Например, процесс подбора кандидатур для выдвижения избирательным объединением, блоком, их расположения в списке кандидатов, договорный процесс избирательных объединений по вопросу формирования избирательного блока остаются «в тени» процесса. Доведение такого рода информации до сведения избирателей — дело соответствующих избирательных объединений. Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав. Однако действие указанного принципа не ограничивается указанной сферой. Все действия иных субъектов процесса, имеющие важное значение для полноценной реализации избирательных прав граждан и для совершения которых требуется контроль со стороны государства, должны осуществляться публично. Наиболее наглядно это проявляется в регулировании отношений по финансированию выборов. В данном аспекте избирательное законодательство нацелено на достижение максимальной прозрачности;
Принцип равноправия однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения — у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов[3]. Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;
Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требование к их форме и содержанию. Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах голосования.
Приведенный перечень принципов не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса. Помимо них можно выделять принципы, отражающие содержание отдельных стадий избирательного процесса, например: принцип равенства избирательных округов, принцип свободы в выборе форм и методов ведения предвыборной агитации, принцип равного доступа к средствам массовой информации, принцип смешанного финансирования выборов, принцип единого порядка установления итогов голосования и определения результатов выборов и другие.
Принцип поступательного осуществления избирательного процесса позволяет разделить его на относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, в совокупности образующие его структуру. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:
· назначение выборов;
· образование
избирательных округов, избирательных
участков, составление списков
· выдвижение кандидатов;
· предвыборная агитация;
· голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование.
Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.
Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.
Общая картина избирательного процесса выглядит следующим образом. В установленный законом срок уполномоченный на то орган (должностное лицо) издает акт о назначении выборов, которым определяется дата голосования. После опубликования этого акта начинается формирование так называемой «инфраструктуры выборов»: образование избирательных округов (в случае, когда территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа), составление и уточнение списков избирателей, формирование соответствующих избирательных комиссий. После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу - со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку. Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые, в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, и ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов). Предвыборная агитация закапчивается за день до дня голосования, чтобы дать избирателям возможность «собраться с мыслями» перед волеизъявлением, которое осуществляется путем голосования бюллетенями па избирательных участках. По окончании голосования участковыми избирательными комиссиями осуществляется подсчет голосов, а вышестоящими комиссиями - подведение итогов голосования и определение результатов выборов. Заключительным моментом избирательного процесса является опубликование результатов выборов.
Следует отметить, что и после опубликования результатов выборов осуществляются некоторые избирательные действия: представление кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками финансовых отчетов, передача на хранение избирательной документации и другие. Однако данные действия не направлены непосредственно на избрание выборных лиц, а являются служебными (обеспечительными) по отношению к основным избирательно-процессуальным действиям, осуществляемым в рамках обозначенных стадий избирательного процесса.
Таким образом можно сделать вывод, что избирательный процесс является разновидностью процессуальной деятельности, касающейся деятельности по проведению выборов с целью формирования представительных органов власти различных уровней.
3. Субъекты избирательного права (процесса)
Граждане и
их объединения, реализующие конституционные
избирательные права, а также
лица и организации, обеспечивающие
проведение выборов. Избирательное
законодательство выделяет три группы
таких субъектов: 1) граждане, наделенные
активными избирательными правами
(избиратели). В качестве избирателей
выступают граждане, достигшие установленного
законом возраста, по достижению которого
они могут осуществлять принадлежащие
им активные избирательные права. Соответственно,
избирателем признается гражданин,
обладающий правом участия в голосовании
на выборах депутатов и выборных
должностных лиц. К другим юридическим
характеристикам избирателя следует отнести
дачу им согласия на выдвижение своей
кандидатуры на выборную должность; участие
в выдвижении кандидатов; самовыдвижение;
внесение своей фамилии в подписные листы
в поддержку выдвижения и регистрации
соответствующего лица кандидатом в депутаты
и на выборную должность; агитация за или
против избрания кандидата депутатом
или выборным должностным лицом; участие
в иных предвыборных мероприятиях; финансирование
кандидатов; выполнение функций доверенного
лица кандидата, наблюдателя; вхождение
в состав избирательных комиссий и т.д.
Совокупность всех граждан, обладающих
активным избирательным правом, образует
избирательный корпус. Совокупность избирателей,
намеревающихся принять непосредственное
участие в избирательной кампании, именуют
электоратом. К этой же группе субъектов
избирательного права кроме избирателей
относятся: кандидаты (в депутаты/на выборные
должности), список кандидатов, зарегистрированные
кандидаты (зарегистрированный список
кандидатов), избирательные объединения,
избирательные блоки. К этой группе примыкают
участники избирательного процесса, представляющие
интересы кандидатов, избирательных объединений
и избирательных блоков. К ним относятся
доверенные лица кандидатов, уполномоченные
представители избирательных объединений
(блоков), члены избирательных комиссий
с правом совещательного голоса, наблюдатели:
особую группу субъектов избирательного
процесса образуют лица и органы, обеспечивающие
реализацию избирательных прав граждан.
К таковым прежде всего относятся избирательные
комиссии, члены избирательных комиссий
с правом решающего голоса, а также главы
муниципальных образований; в некоторых
случаях - суд соответствующего уровня.
Соответственно, субъектами
избирательного права
являются:
1) граждане, обладающие активными избирательными
правами (избиратели);
2) граждане и их объединения, реализующие
пассивные избирательные права, - кандидаты
на выборные должности, избирательные
объединения и избирательные блоки, их
уполномоченные представители, инициативные
группы граждан по выдвижению кандидата
на выборную должность; представители
кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели;
3) избирательные органы - избирательные
комиссии.