Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:41, курс лекций
Процессуальное осуществление субъектами своих прав и обязанностей является основным содержанием норм избирательного права, подавляющее большинство которых являются процессуальными. Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.
3.Проведение выборов (избирательный процесс)
Проведение выборов
состоит из нескольких стадий, последовательно
сменяющих одна другую от момента
назначения даты выборов до объявления
о результатах голосования. Это
и есть избирательный процесс, представляющий
собой сложную систему
Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.
Использование
Государственной
участников референдума. Эти данные, полученные через ГАС ≪Выборы≫, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено законом. С началом избирательного процесса ≪правила игры≫, т. е. порядок проведения и условия выборов, меняться не могут, поскольку с момента, когда избирательные правоотношения уже возникли, любые попытки изменить ту или иную норму избирательного закона во имя защиты прав какой-то части избирателей на деле ведут к нарушению прав других избирателей, уже включившихся в избирательную кампанию.
Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. В ряде стран такие списки составляются на основе добровольного обращения лиц в соответствующие государственные органы, но это приводит к сокращению электората, так как многие граждане по разным причинам в этих органах не регистрируются. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Следовательно, для того чтобы быть включенным в список избирателей, гражданину не требуется обращаться в государственный или муниципальный орган, так как список составляется официальным
органом по обязанности.
Список избирателей составляется главой
местной администрации на основании
сведений, предоставляемых органами,
осуществляющими регистрацию
20 дней до
дня выборов. Каждый гражданин
Российской Федерации,
ловано в вышестоящую
избирательную комиссию (соответственно
уровню проводимых выборов) или в
суд, которые обязаны рассмотреть
жалобу в трехдневный срок, а в
день голосования — немедленно.
Этот механизм, обычный в своих
основных чертах для большинства
демократических стран, призван
гарантировать гражданам
Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности зарегистрированных избирателей. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе (схема образования округов) определяются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который
должны быть
назначены выборы, и утверждаются
соответствующим
отдаленных местностях
— 15% от средней нормы представительства
избирателей. Перечень труднодоступных
и отдаленных местностей устанавливается
законом субъекта РФ, вступившим в силу
до дня официального опубликования решения
о назначении выборов. Данные требования
могут не соблюдаться при выборах в федеральные
государственные органы в случае, если
федеральными законами устанавливается
обязательность образования не менее
одного избирательного округа на территории
каждого субъекта РФ. Избирательный округ
составляет единую территорию: не допускается
создание избирательного округа из не
граничащих между собой территорий, за
исключением анклавных территорий. При
соблюдении законных требований образования
избирательных округов учитывается административно-
Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются:
• Центральная избирательная комиссия РФ;
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
• участковые комиссии.
Избирательные комиссии также действуют в качестве комиссий референдума. Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Так, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии РФ и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами. Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления, то она устанавливается федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий. Формирование избирательных комиссий на каждом уровне происходит на соответствующей правовой базе. Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осу-
ществляется законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ на основе предложений политических партий, прежде всего тех, списки которых были на предыдущих выборах допущены к распределению мандатов в представительных органах, а также общественных объединений, органов местного самоуправления. Половина членов комиссии назначается законодательным органом, другая —высшим должностным лицом субъекта РФ (на основе предложений политических партий). Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и СМИ.
Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, а также лицам в порядке самовыдвижения с последующим сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах (в случае утраты этого права регистрация
аннулируется).
Решения о выдвижении кандидатов
от избирательных объединений