Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:58, реферат
Казахстан расположен на стыке двух континентов - Европы и Азии, между
45 и 87 градусами восточной долготы, 40 и 55 градусами северной широты.
Географический центр европейско-азиатского субконтинента находится именно в
Казахстане (на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью) - в эпицентре
бывшего Семипалатинского атомного полигона. Казахстан занимает площадь,
макроэкономическом уровне: уровень инфляции в 1995 году снизился до 160%
против 1258% в 1994 году, спад производства валового внутреннего продукта
до 8% (было 25%); дефицит бюджета составил 3% от ВВП; в 1995 году впервые
было достигнуто положительное сальдо во внешнеторговом обороте; сложился
достаточно стабильный и прогнозируемый курс национальной валюты; ставка
рефинансирования снизилась в 1995 году в 3 раза и составила к концу года
59%. По прогнозам
Министерства экономики к
до 26-28%; увеличение ВВП ожидается также в пределах 26-28%; курс
национальной валюты (тенге) к концу 1996 года будет не более 70-71 тенге к
1 доллару США.
Однако кризис на уровне
а в отдельных отраслях, особенно в сельском хозяйстве, легкой и пищевой
промышленности, он наверняка протянется на ближайшие несколько лет.
Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских
путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для
его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной
политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы
скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и
удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.
Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на
обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод,
соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными
нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики;
передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не
соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети
(куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям
Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную
долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная
зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в
Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также
в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ
добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала
необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также
модернизация большей части существующей инфраструктуры.
Обширность территории, огромные различия в климатических и
географических условиях, а также низкая плотность населения делают проблему
транспорта в Казахстане особенно значительной и важной, хотя за годы
советской власти и в этой сфере экономики произошли огромные количественные
и качественные преобразования: эксплуатационная длина железных дорог общего
пользования на территории республики достигла 14,5 тыс. км, общая
протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего
пользования) - 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) - 108
тыс. км, внутренних судоходных путей на реках - 4 тыс. км. Однако основным
видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе
на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в
условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На
долю железнодорожного транспорта даже в более благоприятные годы
приходилось лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров
по междугородным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем
ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4%
от общего объема пассажироперевозок. Тем не менее можно утверждать, что
транспорт у нас даже по "советским" стандартам был развит неплохо. Другое
дело, что советская техника имела другой параметрический подход, и самое
главное - на протяжении последних 10 и более лет почти не обновлялась. Если
учесть к тому же еще и то, что теперь транспорт суверенного государства
должен соответствовать общемировым стандартам, необходимость скорейшей и
глубокой его модернизации становится понятной. Несмотря на удаленность от
океанов, являясь как бы мостом между Европой и Азией, имея громадную
территорию, что таит в себе исключительно высокий транспортный (транзитный)
потенциал для других государств, Казахстан может формировать через свою
территорию мировые сухопутные магистрали.
Еще в древние времена народы, живущие на территории современного
Казахстана и Средней Азии, сполна познали преимущество соседства с трассой
Великого шелкового пути, общая протяженность которого от юго-восточных
окраин Китая до средиземноморского побережья Турции составляла более 6,5
тыс. км. Через их земли шло огромное количество товаров, обмен передовой
культурой. Понимая это, Казахстан уже сумел сделать первые шаги в его
восстановлении, но уже более современными средствами транспорта. Казахстан
сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и
автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может
перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго-
Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное
(железнодорожно- автомобильное) с Турцией. С открытием в мае 1996 года
недлинной рельсовой ветки к сети железных дорог Ирана до границ
Туркменистана восстанавливается в железнодорожном варианте Великий Шелковый
путь от китайского Дальнего Востока в Европу. Казахстан совместно с Китаем
ведет большую работу по развитию станции "Дружба'', через которую в
ближайшем будущем будут проходить миллионы тонн грузов многих стран Мира.
На его территории завершается электрификация железных дорог южного и
северного направлений железнодорожных магистралей. Начаты работы по
коренной реконструкции и новому развитию Алматинского международного и
других аэропортов. Подготовлены планы увеличения мощностей гавани на
побережье Каспийского моря.
Однако для ускорения всех этих широкомасштабных и имеющих
международное значение мероприятий Казахстану требуются большие инвестиции:
в первую очередь на развитие и модернизацию железных дорог на юге, на
модернизацию наземных коммуникаций и системы управления воздушною
транспорта.
Политический строй
Основные принципы независимости Казахстана и политического строя в нем были
провозглашены в первой Конституции, принятой в январе 1993 года, и
закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в
августе 1995 года.
Республика Казахстан - это демократическое, светское, правовое и
социальное государство, высшими ценностями которого является человек, его
жизнь, права и свобода. Она также является унитарным государством с
президентской формой правления.
Президент республики, являясь главой государства, определяет
государственную политику. Он избирается путем прямою, всеобщего, тайного
голосования населения сроком на 5 лет. Первым Президентом Казахстана (в то
время Казахской Советской Социалистической Республики) в 1990 году был
избран Верховным Советом республики Нурсултан Абишевич Назарбаев, а1
декабря 1991 года он участвовал - без оппозиции в первых в истории
Казахстана демократических выборах президента республики и получил 98,8%
всех голосов - участников выборов. В том же месяце и году (16 декабря 1991
года Казахстан провозгласил свою независимость. В общенациональном
референдуме от 29 апреля 1995 года Н. Назарбаев продлил свое пребывание на
посту Президента республики до2001 года.
В
настоящее время Казахстан
большим и заслуженным авторитетом как среди стран - членов СНГ, так и в
мировом сообществе благодаря своей последовательной и конструктивной
внутренней политике, и показал себя как ответственный и дееспособный
субъект международного
права и международных
заслуга его Президента -Н. Назарбаева.
Парламент - высший представительный орган с законодательными
функциями. Ныне действующий Парламент, избранный в декабре 1995 года,
состоит из двух палат: палата сенаторов - 47 мест и нижняя палата "мажилис"-
67 мест. Выборы в нижнюю палату проводятся путем прямого, тайного и
всеобщего голосования, а в палату сената - непрямого тайного голосования.
Срок полномочий парламента - 4 года.
Главой исполнительной власти в республике является Правительство,
которое во всей своей деятельности ответственно перед Президентом, а
подотчетно Парламенту республики в части заслушивания, одобрения или
отклонения Программы Правительства.
Важнейшие политические решения в государстве могут быть одобрены
Президентом, Правительством и Парламентом республики. Существующая
структура высших государственных органов республики обеспечивает
возможность эффективного принятия важных политических решений в стране.
В
целях обеспечения
Казахстан создан Конституционный Совет. Верховный суд - высший юридический
орган Республики по гражданским, уголовным и хозяйственным делам.
Право
граждан на свободу
массовыми объединениями являются отраслевые и другие профсоюзы, женские,
ветеранские, молодежные, детские организации. Политические партии - одна из
форм объединения граждан по политическим убеждениям. Сейчас в Казахстане
официально зарегистрировано 9 политических партий; более крупными и
распространенными на всей территории республики, а также имеющими
значительное число представителей в Парламенте страны, являются Партия