Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:56, реферат
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. Но, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них
Понятие государственной власти
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. Но, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них – задача не из легких.
Известно, что понятие
складывается из основных, существенных
черт и признаков тех явлений,
которые отражаются в данном понятии.
Поэтому чтобы раскрыть понятие
государственной власти, нужно рассмотреть
и охарактеризовать те черты, признаки,
которые присущи
Во-первых, государственная
власть, как и любая власть, –
это способность или
Во-вторых, государственная
власть является разновидностью социальной
власти, т.е. власти общественной, власти,
которая возникает и
В-третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.
Нередко государственную
и публичную власть отождествляют,
полагая, что публичная власть –
это и есть власть государственная.
Между тем государственная
В-четвертых, государственная власть – это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось исторически первой политической организацией, просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть – это, как представляется, не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.
В-пятых, государственная власть – это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается прежде всего в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властью общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.
Получение кредита доверия
у населения, по-другому легитимация
государственной власти, имеет несколько
форм. Чаще всего, вслед за немецким
политологом М.Вебером, выделяют три
таких формы: традиционную, харизматическую
и рациональную. Традиционная легитимация
основана на действующих в обществе
обычаях и традициях, нередко
связана с ролью религии, с
личной, племенной или сословной
зависимостью. Харизматическая легитимация
обусловлена особыми (нередко приписываемыми)
качествами тех или иных государственных
деятелей. Благодаря этому, такие
государственные деятели
Легитимность государственной
власти помимо признания ее населением
характеризуется также
В-шестых, государственная
власть – это власть территориальная.
Как и государство, она действует
только в пределах территории страны.
При этом центральная власть действует
в пределах всей территории страны,
региональная – в пределах территории
соответствующего региона (например, в
пределах территории субъекта федерации),
местная – в пределах территории
соответствующих
В-седьмых, государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
В-восьмых, государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Государственная власть, как и любая власть, может осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.
Рассмотрев основные черты,
признаки государственной власти, подытожим
вопрос о ее понятии определением.
Оно может быть, например, таким:
государственная власть – это
способность или возможность
государства осуществлять политическое
руководство обществом при
Структура государственной власти
Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
Прежде всего рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. При этом мы отвлечемся от того, что власть находится в постоянном движении, функционировании и будем рассматривать ее как бы в состоянии покоя, в статике. В научной литературе при таком подходе принято выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля – определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть – это тоже чья-то воля. В настоящее время считают, что это либо воля народа, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.
Второй структурный элемент
власти – сила. Сила как бы подкрепляет
волю, способствует ее претворению
в жизнь. Без силы воля не способна
утвердиться, не способна воздействовать
на поведение других. Сила власти может
быть выражена в ее авторитете, в
идеологическом воздействии, в принуждении,
в насилии. Сила государственной
власти наиболее ярко проявляется в
государственных органах, прежде всего
в органах принуждения – армии,
полиции и др. Когда авторитета
государственной власти недостаточно
для утверждения
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществления
власти – это те приемы, которые
использует государственная власть
в целях подчинения своей воле
поведение и деятельность подвластных.
Традиционно государственная
Государственное устройство Казахстана
Органы
государственного управления. Согласно
Конституции Казахстан является унитарным
государством с президентской формой
правления, имеющее три независимые ветви
власти: исполнительную, законодательную
и судебную.
Президент Республики
Казахстан является главой государства,
его высшим должностным лицом, определяющим
основные направления внутренней и внешней
политики государства и представляющим
Казахстан внутри страны и в международных
отношениях. Президент Республики - символ
и гарант единства народа и государственной
власти, незыблемости Конституции, прав
и свобод человека и гражданина. Президент
Республики обеспечивает согласованное
функционирование всех ветвей государственной
власти и ответственность органов власти
перед народом. Президент избирается на
пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих
в республике не менее 10 лет и свободно
говорящих на государственном (т.е. казахском)
языке.