Казахстан как правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:56, реферат

Описание

В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. Но, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них

Работа состоит из  1 файл

реферат Газиза.docx

— 29.83 Кб (Скачать документ)

Принцип разделения властей в Конституции Республики Казахстан закреплен в статье 3 главы «Общие положения». Он гласит:

«Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов  в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Разделение единой государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Исполнительную  власть осуществляет Правительство Республики Казахстан. 
Правительство возглавляет систему исполнительных органов и  осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во  всей  своей деятельности  ответственно перед Президентом Республики,  а в случаях, предусмотренных  Конституцией,  -   перед   Мажилисом   Парламента   и Парламентом. Члены  Правительства  подотчетны  палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.  Правительство  образуется  Президентом  Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.  
Парламент  Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент  состоит  из  двух   палат:   Сената   и   Мажилиса, действующих на постоянной основе. 
         Сенат образуют   депутаты,   представляющие    в    порядке, установленном   конституционным  законом,  по  два  человека  от каждой области,  города  республиканского  значения  и   столицы   Республики Казахстан.   Пятнадцать   депутатов   Сената  назначаются  Президентом Республики с  учетом  необходимости  обеспечения  представительства  в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. 

 Мажилис  состоит из ста семи депутатов,  избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может  быть  одновременно  членом  обеих палат. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет,  срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту. 

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие  в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная   власть   осуществляется  посредством  гражданского, уголовного и  иных  установленных  законом  форм  судопроизводства.  В случаях,    предусмотренных    законом,   уголовное   судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная   система   Республики  устанавливается  Конституцией Республики  и  конституционным  законом.  Учреждение   специальных   и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет  своим  назначением  защиту  прав,  свобод  и законных интересов граждан и организаций,  обеспечение исполнения  Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная  власть  распространяется  на  все  дела   и   споры, возникающие на основе Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения,   приговоры   и   иные   постановления   судов  имеют обязательную силу на всей территории Республики. 

Местные органы власти. В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

            Единство государственной власти

Единство системы государственных  органов РК проявляется в разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РК. Оно проявляется и в  том, что все органы этой системы  действуют совместно, находятся  во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы  избираются или назначаются другими  органами, одни из них руководят  другими, одни подконтрольны или  подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Каждая из названных систем является носителем соответствующей  государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Для того чтобы предотвратить злоупотребление  властями и возникновение авторитарных, абсолютных властей, не связанных правом, эти ветви не должны сосредотачиваться  в руках одного органа. Распределение  власти, таким образом, является структурообразующим  и функциональным принципом рациональной организации и контроля. Размежевание направлено на то, чтобы удержать государственную  власть от возможных злоупотреблений. Все органы и ветви государственных  властей призваны быть хранителями  Конституции. Конституция должна стоять над этими властями, а не власти над Конституцией. Распределение  власти выражается в распределении  компетенций, во взаимном контроле, в  системе противовесов, сбалансированности, то есть равновесие достигается путем  взаимо-согласия. Распределение властей служит средством сдерживания власти государства в рамках принципов развитого общества, служит механизмом защиты прав человека, закрепленного в Конституции.

Обобщая, можно сказать, что  в основе организации и деятельности правового государства лежит  принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очередные  функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая  тем самым гарантию исполнения демократических  норм и не злоупотребления государственной  властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный  университет им. академика  Е.А. Букетова

 

 

 

 

 

 

            Реферат

              по дисциплине: «Основы права»

                           на тему: «Органы государственной власти РК»

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: Бохай Ж.Б.

                                                                                 Проверила: Рахманкулова Г.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Караганда 2012

 

 

            


Информация о работе Казахстан как правовое государство