Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа
Понятие «политическая система» вошло в обиход сравнительно недавно. В ХХ в. государство утратило положение фактически единственного инструмента политики. Во многих странах оно оказалось опутанным сложной сетью институтов и отношений, которая соединила его с гражданским обществом и обеспечила демократизм публичной власти. Появилась в исследовании относительно нового явления.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие сведения политических систем..................................4
1.1. Понятие, структура политических систем.......................................4
1.2. Функции политических систем..........................................................8
ГЛАВА 2. Классификация политических систем..................................12
2.1. Типология политических систем......................................................12
2.2. Политическая система России...........................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
.............................. .............................. ..............3
ГЛАВА 1. Общие сведения политических систем........................
..........4
1.1. Понятие, структура политических систем.
.............................. ........4
1.2. Функции политических систем...........
.............................. .................8
ГЛАВА 2. Классификация политических
систем........................
2.1. Типология политических систем........................
2.2. Политическая система России................
.............................. .............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «политическая система» вошло в обиход сравнительно недавно. В ХХ в. государство утратило положение фактически единственного инструмента политики. Во многих странах оно оказалось опутанным сложной сетью институтов и отношений, которая соединила его с гражданским обществом и обеспечила демократизм публичной власти. Появилась в исследовании относительно нового явления.
«Молодость» понятия политической системы проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Неоднозначность представлений о политической системе связано, однако, и с многообразием аспектов рассмотрения. Как и любой объект, политическая система предстает по-разному в зависимости от того, под каким углом на нее посмотреть.
Известно,
что человеческое общество находится
в процессе постоянных изменений, которые
происходят под влиянием различных
факторов. Усложняются социальные взаимосвязи
между людьми, появляются новые потребности
и соответственно виды деятельности,
удовлетворяющие их. Кроме того, изменяются
природная среда, энергетические ресурсы,
международные условия существования
современных государств. Поэтому, вопрос
о том, как общество приспосабливается
к требованиям постоянно изменяющейся
внутренней и внешней среды, всегда представлялся
актуальным не только в теоретическом,
но и в практическом смысле. Ведь ответ
на него позволяет выявить механизмы адаптации,
составляющие основу жизнеспособности
и стабильности любого общества.[3.c.109]
4
1. Общие сведения политических систем
1.1. Понятие, структура политических систем
Политическая
система представляет собой совокупность
государственных и общественных
организаций, объединений,правовых и
политических норм, принципов организации
и осуществления политической власти.
Понятие «политическая система» является
одним из основных в политологии и позволяет
представить политическую жизнь, политический
процесс в определенной целостности и
устойчивости, акцентируя внимание на
структурной, организационно-
Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
-
институциональный,
состоящий из различных социально-политических
институтов и учреждений ( государство,
политические партии, общественные движения,
организации, объединения, различные органы
представительной и непосредственной
демократии, средства массовой информации
и др. ); [2.c.203]
5
- функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально- политическими институтами, так и их группами ( формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др. );
- регулятивный, выступающий как совокупность политико- правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы ( Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др. )
- коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
- идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей- главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.
6
Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.
Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.
В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования в процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.
Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.
7
По
социальной направленности различают
политические отношения, нацеленные на
упрочение существующего
Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.
К
числу элементов политической системы
относятся также политическое сознание
и политическая культура. Отражение политических
отношений и интересов, оценка людьми
политических явлений выражаются в виде
определенных понятий, идей, взглядов
и теорий, которые в своей совокупности
образуют политическое сознание. Формируясь
прежде всего под влиянием конкретной
социально-политической практики, представления,
ценностные ориентации и установки участников
политической жизни, их эмоции и предрассудки
оказывают сильнейшее влияние на их поведение
и все политическое развитие.
8
1.2. Функции политических систем
Д. Истон определяет политическую систему как взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества. Другим качеством политической системы является способность убеждать своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти качества позволяют, с одной стороны отличать политическую систему от иных систем общества, а с другой- придать общественной системе устойчивость. Важным является самореформирование политической системы и изменение окружающей среды.
По
мнению Истона, у системы есть вход,
на который извне поступают
Политическая система может быть подвержена многочисленным воздействиям, идущим от окружающей среды. Эти воздействия бывают различной силы и направленности. Если импульсы слабые, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия решений. Иногда воздействие может быть сильным, но односторонним, и
9
тогда властные структуры принимают решения в интересах каких-либо слоев, групп, что может привести к дестабилизации политической системы. Ошибочные решения неизбежны также из-за перенасыщенности системы информацией, идущей сильными импульсами из внешней среды.
Ввод информации выражает способы реагирования системы на окружающую среду и косвенно на себя. «Исходящие» импульсы осуществляются в виде решений и политических действий. По Истону, они обусловлены самой сущностью и природой политической власти. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Решения и действия весьма трудно находят понимание и поддержку тогда, когда власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям. Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, Истон считает адаптацию, самосохранение, переориентировку усилий, изменение целей и др. А это возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы «обратной связи». Это особенно важно учитывать, если власть стремится сохранить минимальный уровень поддержки политической системы. Более того, она должна искать новую основу поддержки. Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных сил или предкризисных ситуаций.
Таким
образом, политическая система, по Истону,
- не просто система взаимодействия
ее структур, а постоянно изменяющаяся
функционирующая, динамическая система.
10
С
точки зрения Алмонда, политическая
система- это система взаимодействия
различных форм политического поведения
государственных и