Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа
Понятие «политическая система» вошло в обиход сравнительно недавно. В ХХ в. государство утратило положение фактически единственного инструмента политики. Во многих странах оно оказалось опутанным сложной сетью институтов и отношений, которая соединила его с гражданским обществом и обеспечила демократизм публичной власти. Появилась в исследовании относительно нового явления.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие сведения политических систем..................................4
1.1. Понятие, структура политических систем.......................................4
1.2. Функции политических систем..........................................................8
ГЛАВА 2. Классификация политических систем..................................12
2.1. Типология политических систем......................................................12
2.2. Политическая система России...........................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан.
Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.
Функции выхода информации состоят из установления правил, применения правил, формализации правил, непосредственного выхода информации.
В модели Алмонда политическая система представляет как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и
11
и лозунги маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.
Жизнедеятельность
политической системы проявляется
в процессе выполнения своих функций.
Под функцией понимается любое действие,
которое способствует сохранению и
развитию данного состояния, взаимодействию
со средой. Функции многообразны , отличаются
непостоянством и развиваются с учетом
конкретно исторической обстановки. Они
взаимосвязаны, дополняют друг друга,
но вместе с тем относительно самостоятельны.
12
ГЛАВА 2. Классификация политических систем
2.1. Типология политических
систем
Многомерность
политической жизни, возможность ее
анализа с позиций самых разных
критериев явилась основой
В начале ХХ в. в типологизации политических систем проявлялось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа информации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.[4.c.174]
Основанием типологизации может явится форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемым социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями
13
и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.
В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к легальным, рациональным.
Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолога Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержанию и формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические; традиционные; популистские; авторитарно-консервативные.
Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.
Англо-американская характеризуется гомогенностью и плюреалистской политической культурой. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса.
Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, стереотипами.
14
Доиндустриальные
и частично-индустриальные политические
системы имеют смешанную
В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений.
Особой популярностью в политологии пользуется классификация политических систем на основе анализа методов, способов и средств в реализации политической власти, степени политической свободы в обществе, правового положения личности, форм сочетания принципов авторитарности и демократии. Различают демократические и авторитарные политические системы.
Демократической политической системы свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; построение и функционирование государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.
Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека,
15
запрещением оппозиционных партий и организаций. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.
Весьма распространена классификация политических систем на традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.
Существуют
и другие варианты классификации
политических систем.
16
2.2. Политическая система России
После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа.
Современную политическую систему в России можно охарактеризовать как транзитивную или переходную. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Политическая система России осуществляла эволюцию от тоталитарного типа к демократическому без какой-либо взвешенной, разработанной стратегии. Так, в 1989 г. М.С. Горбачёв провозгласил отказ от номенклатурного принципа формирования институтов власти на основе представительства властвующей партии- КПСС. Однако формальный отказ не означал реализации на практике демократических принципов их формирования. По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции.
Разрушение
номенклатурного принципа формирования
политической системы, ликвидация монополии
КПСС на власть без эффективной замены
их другими управленческими
Кроме того, с точки зрения характере распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная политическая система с ограниченным плюрализмом. При Б.Н. Ельцине эта авторитарная политическая система взращивалась
17
олигархическими
группами, заинтересованными в
Одной из примечательных особенностей российской политической системы является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Замена политических институтов прежней системы, осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.
Новые институты часто не находили поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей.
Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему как механизм власти точнее было бы назвать закрытой, чем открытой. Ей свойственны черты олигархичности.
Политическая система олигархического типа характеризуется слабой реактивной способностью. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов. В качестве примера можно назвать манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату.
18
С
приходом к власти В.В. Путина происходит
трансформация политической системы
в России от системы конкурентной
олигархии когда власть практически
распределена между финансовыми
промышленными группами, приближенными
к главе государства, к делегативной демократии.
Происходит перераспределение властных
полномочий от теневых структур к официальным.
Олигархи отстраняются от процесса принятия
решений. Выстраивается сильная вертикаль
президентской власти от регионов до федерального
центра. Ко всему прочему президент В.В.
Путин контролирует законодательный орган
власти- федеральное собрание, что облегчает
процесс принятия необходимых законов,
чего не было у его предшественника. Следовательно,
можно говорить о концентрации власти
в руках президента, тогда как правительство
и администрация президента приобрели
значение лишь технических органов, которые
обеспечивают реализацию президентского
курса. [4.c.176]