Конфликт и морально-этические аспекты его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:24, реферат

Описание

Целью работы является комплексный анализ процесса управления конфликтом в органах государственной власти и управления.
Задачи работы:
– рассмотреть правовое регулирование этических норм на государственной службе;
– проанализировать понятие конфликта интересов как основного конфликта, возникающего на государственной службе;
– определить морально-этические аспекты конфликта и его решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Правовое регулирование этических норм на государственной службе.. 5
2. Понятие конфликта интересов в государственной службе…………… 12
3. Морально-этические аспекты конфликта интересов на государственной службе……………………………………………14
4. Конфликт и морально-этические аспекты его решения……………….. 19
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………...… 26

Работа состоит из  1 файл

конференция.docx

— 51.63 Кб (Скачать документ)

В статье 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» даются требования к служебному поведению гражданского служащего. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные  обязанности добросовестно, на  высоком профессиональном уровне:

2) исходить из того, что  признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина определяют смысл  и содержание его профессиональной  служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную  служебную деятельность в рамках  установленной законодательством  Российской Федерации компетенции  государственного органа;

4) не оказывать предпочтение  каким-либо общественным или религиозным  объединениям, профессиональным или  социальным группам, организациям  и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо  личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих  добросовестному исполнению должностных  обязанностей;

6) соблюдать ограничения,  установленные настоящим Федеральным  законом и другими федеральными  законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность,  исключающую возможность влияния  на свою профессиональную служебную  деятельность решений политических  партий, других общественных объединений,  религиозных объединений и иных  организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность  в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение  к нравственным обычаям и традициям  народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные  и иные особенности различных  этнических и социальных групп,  а также конфессий;

12) способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа;

14) соблюдать установленные  правила публичных выступлений  и предоставления служебной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие конфликта  интересов в государственной  службе

Конфликт интересов - это  конфликт между общественно-правовыми  обязанностями и частными интересами гражданского служащего, при котором  его частные интересы (вытекающие из положения гражданского служащего  как частного лица) способны неправомерным  образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. 

Впервые применительно к  государственной службе понятие  «конфликт интересов» было употреблено  в «Концепции реформирования системы  государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом  Российской Федерации 15 августа 2001 г. Федеральный  закон от 27 июля 2004 г. № 79 -ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»  сформулировал перечень требований к служебному поведению государственных  гражданских служащих, большое  значение имеет статья 19 закона («Урегулирование  конфликта интересов на гражданской службе»), основанная на следующих принципах:

- обязанность гражданского  служащего информировать представителя  нанимателя о возникшем или  потенциальном конфликте интересов;

- обязанность представителя  нанимателя принять меры по  предотвращению или урегулированию  конфликта интересов;

- рассмотрение проблем,  связанных с соблюдением государственными  служащими требований к служебному  поведению и с урегулированием  конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями;

- участие в работе таких  комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее ¼ от общего числа членов комиссии);

- единообразие правил  деятельности комиссий, положение  о которых утверждается Указом  Президента Российской Федерации.

Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия  и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность  его служебной деятельности. Важным представляется в данном контексте  знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений  и запретов, но требований, предъявляемых  к служебному поведению.

Законом закреплена необходимость  предотвращения случаев возникновения  у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту  интересов длянедопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

В конфликтологии современной науке о конфликты прорабатывается теории этики последствий, построенных на необходимости оценки нравственного поступка с точки зрения его потенциальных последствий. В наше время проблема этики последствий очень актуальна так как существует множество примеров несоблюдения этических правил в обращении к обществу или в поступках.

 

 

 

 

 

 

3  Морально-этические  аспекты конфликта интересов  на государственной службе.

Государственная служба в  широком смысле представляет собой  особый общественный институт, наделенный функциями по подготовке и реализации общественно значимых решений, через  реализацию которых осуществляется государственная политика.   

Эффективность государственной  политики во многом определяется и  зависит от уровня компетентности лиц, замещающих должности государственной  службы в системе органов государственной  власти. Государственная служба тем  и характеризуется, что это профессиональная служебная деятельность граждан, предполагающая наличие у них соответствующего образования, стажа работы, определенных знаний, умений и навыков, а также  деловых и морально-психологических  качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей. При этом процесс прохождения государственной  службы не ограничен строгими рамками  законодательных норм, устанавливающих  правовые, организационные и социально-экономические  основы деятельности государственных  служащих, помимо всего он затрагивает  сложный комплекс социальных отношений  и взаимодействий, связанных с  обеспечением исполнения ими служебных  обязанностей.

Кроме того, рост социальной значимости этического аспекта в  деятельности государственных служащих обусловлен различными причинами социально-экономического характера. В условиях модернизации политической системы и проведения экономических реформ происходит переоценка общественных ценностей, создавая нестандартные  ситуации, которые невозможно урегулировать  правовыми нормами ввиду их отсутствия или несоответствия. Вследствие этого  именно от профессиональной этики и  служебного поведения государственных  служащих во многом зависит не только авторитет государственной службы, но и уровень социально-духовного развития общества.

Специфика государственной  службы в целом и отдельных  ее видов в частности предопределяет наличие многообразия противоречивых интересов – индивида, социальных групп, общества и самого государства, столкновения которых в процессе управленческой деятельности создают  огромное количество конфликтов. В  этой связи в научной литературе принято говорить о «конфликтном потенциале государственной службы», связанном как с внешней средой, в которой государственные органы осуществляют свою функциональную деятельность, так и с внутренними особенностями их организации.

В то же время существуют конфликты, значимость которых выходит  за рамки собственно государственной  службы и во многом определяет характер и содержание взаимоотношений государства  и общества, к таковым относятся  конфликты, корни которых имеют  тесную связь с моральными качествами личности государственного служащего.

Государственный служащий, обладая специальным правовым статусом, является одновременно выразителем  публичных интересов государства, а также носителем своих частных  интересов. В процессе исполнения государственными служащими своих должностных  обязанностей могут возникать ситуации, в обобщенном виде получившие название «конфликт интересов», когда личная заинтересованность государственных  служащих влияет или может повлиять на исполнение ими своих должностных  обязанностей.

Использование категории  «конфликт интересов» для характеристики процессов и явлений в сфере  публичного управления было вызвано  необходимостью предотвращения воздействия  на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных  обязанностей. Вместе с тем отмечается, что эта правовая категория, обладает неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддается внутреннему и внешнему контролю, имеет нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования. В отечественной практике, определяя конфликт интересов на государственной службе как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями, формирование механизмов по его разрешению впервые было предусмотрено в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.

Очевидно, что в разрешении реального или потенциального конфликта  интересов на государственной службе особую роль будет играть развитость морально-психологических качеств  и нравственных принципов государственного служащего. Государственный служащий вправе отказаться от участия в деятельности с лицом, с которым у него есть личные интересы, от подарков, услуг  или иной выгоды, поручить другому  должностному лицу выполнение действий в отношении заинтересованной стороны  и т.д. Принятие государственным  служащим решения в целях недопущения, предотвращения или снижения негативных последствий развития конфликта  интересов, кроме всего, представляет из себя ситуацию «морального выбора», тем самым определяя морально-этический аспект рассматриваемой проблемы.

Профессиональная этика  на государственной службе представлена двумя уровнями – формальным и  неформальным. Формальный уровень закреплен  в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность государственных  служащих. Неформальный уровень проявляется в коллективном сознании служащих, базируется на исторически сложившихся стереотипах служебного поведения.

Одним из механизмов, способствующих формированию профессиональной этики  на государственной службе, является специально разработанный и нормативно закрепленный «этический» (административный) кодекс в виде системы нравственных стандартов и свода конкретных правил поведения в сфере публичных правоотношений, необходимых для успешной деятельности граждан, должностные обязанности которых связаны с обеспечением реализации государственных задач и функций.

Вопросы этики и поведения  государственных служащих признаются международным сообществом одним  из приоритетных направлений деятельности, которое в последние годы приобретает  все большую значимость. В 2000 году Комитетом Министров Совета Европы принят Модельный кодекс поведения  для государственных служащих, в котором главный акцент сделан на привлечении внимания общественности и продвижении этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции. «Модельность» кодекса заключается, прежде всего, в том, что его основные направления, принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих Российской Федерации, отдельных ее субъектов, государственных структур, органов, ведомств, учреждений.

В вопросах государственного управления цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы в решающей степени определяет морально-этический аспект. «В последнее время осознана первостепенная роль в управлении, в том числе и государственном, культурных факторов, формирования новой культуры государственной службы. Магистральным направлением здесь стала «этизация» государственной службы, то есть усиление внимания к морально-этическим аспектам поведения государственных служащих. Считается, что без этического компонента любые административные реформы имеют мало шансов на успех».

Проблема профессиональной этики и соблюдения требований к  служебному поведению государственных  служащих связана с тем, что их деятельность должна отвечать не только положениям законодательства, но и общепринятым моральным принципам и нормам.

Сегодня существуют фундаментальные  моральные ценности, которые связаны  с преданностью государственного служащего  конституционному строю, уважением  принятых в государстве законов, осознанием высокой ответственности  за выполнение своего служебного долга, приоритетом прав и свобод человека и гражданина. Именно эти ценности должны детерминировать деятельность государственных служащих и лежать в основе оценок эффективности государственной  службы. Государственная служба как  социально-правовой институт призвана выступать носителем должной  морали и нравственных ценностей.

Информация о работе Конфликт и морально-этические аспекты его решения