Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:24, реферат
Целью работы является комплексный анализ процесса управления конфликтом в органах государственной власти и управления.
Задачи работы:
– рассмотреть правовое регулирование этических норм на государственной службе;
– проанализировать понятие конфликта интересов как основного конфликта, возникающего на государственной службе;
– определить морально-этические аспекты конфликта и его решения.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Правовое регулирование этических норм на государственной службе.. 5
2. Понятие конфликта интересов в государственной службе…………… 12
3. Морально-этические аспекты конфликта интересов на государственной службе……………………………………………14
4. Конфликт и морально-этические аспекты его решения……………….. 19
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………...… 26
В статье 18 Федерального закона
Российской Федерации от 27.07.2004 №79 «О
государственной гражданской
1) исполнять должностные
обязанности добросовестно, на
высоком профессиональном
2) исходить из того, что
признание, соблюдение и
3) осуществлять профессиональную
служебную деятельность в
4) не оказывать предпочтение
каким-либо общественным или
5) не совершать действия,
связанные с влиянием каких-
6) соблюдать ограничения,
установленные настоящим
7) соблюдать нейтральность,
исключающую возможность
8) не совершать поступки,
порочащие его честь и
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение
к нравственным обычаям и
11) учитывать культурные
и иные особенности различных
этнических и социальных групп,
12) способствовать
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные
правила публичных выступлений
и предоставления служебной
2. Понятие конфликта интересов в государственной службе
Конфликт интересов - это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами гражданского служащего, при котором его частные интересы (вытекающие из положения гражданского служащего как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сформулировал перечень требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, большое значение имеет статья 19 закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»), основанная на следующих принципах:
- обязанность гражданского
служащего информировать
- обязанность представителя
нанимателя принять меры по
предотвращению или
- рассмотрение проблем,
связанных с соблюдением
- участие в работе таких комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее ¼ от общего числа членов комиссии);
- единообразие правил
деятельности комиссий, положение
о которых утверждается Указом
Президента Российской
Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но требований, предъявляемых к служебному поведению.
Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов длянедопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
В конфликтологии современной науке о конфликты прорабатывается теории этики последствий, построенных на необходимости оценки нравственного поступка с точки зрения его потенциальных последствий. В наше время проблема этики последствий очень актуальна так как существует множество примеров несоблюдения этических правил в обращении к обществу или в поступках.
3 Морально-этические аспекты конфликта интересов на государственной службе.
Государственная служба в широком смысле представляет собой особый общественный институт, наделенный функциями по подготовке и реализации общественно значимых решений, через реализацию которых осуществляется государственная политика.
Эффективность государственной
политики во многом определяется и
зависит от уровня компетентности лиц,
замещающих должности государственной
службы в системе органов
Кроме того, рост социальной
значимости этического аспекта в
деятельности государственных служащих
обусловлен различными причинами социально-
Специфика государственной
службы в целом и отдельных
ее видов в частности
В то же время существуют конфликты, значимость которых выходит за рамки собственно государственной службы и во многом определяет характер и содержание взаимоотношений государства и общества, к таковым относятся конфликты, корни которых имеют тесную связь с моральными качествами личности государственного служащего.
Государственный служащий,
обладая специальным правовым статусом,
является одновременно выразителем
публичных интересов
Использование категории «конфликт интересов» для характеристики процессов и явлений в сфере публичного управления было вызвано необходимостью предотвращения воздействия на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. Вместе с тем отмечается, что эта правовая категория, обладает неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддается внутреннему и внешнему контролю, имеет нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования. В отечественной практике, определяя конфликт интересов на государственной службе как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями, формирование механизмов по его разрешению впервые было предусмотрено в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.
Очевидно, что в разрешении
реального или потенциального конфликта
интересов на государственной службе
особую роль будет играть развитость
морально-психологических
Профессиональная этика на государственной службе представлена двумя уровнями – формальным и неформальным. Формальный уровень закреплен в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность государственных служащих. Неформальный уровень проявляется в коллективном сознании служащих, базируется на исторически сложившихся стереотипах служебного поведения.
Одним из механизмов, способствующих формированию профессиональной этики на государственной службе, является специально разработанный и нормативно закрепленный «этический» (административный) кодекс в виде системы нравственных стандартов и свода конкретных правил поведения в сфере публичных правоотношений, необходимых для успешной деятельности граждан, должностные обязанности которых связаны с обеспечением реализации государственных задач и функций.
Вопросы этики и поведения
государственных служащих признаются
международным сообществом
В вопросах государственного управления цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы в решающей степени определяет морально-этический аспект. «В последнее время осознана первостепенная роль в управлении, в том числе и государственном, культурных факторов, формирования новой культуры государственной службы. Магистральным направлением здесь стала «этизация» государственной службы, то есть усиление внимания к морально-этическим аспектам поведения государственных служащих. Считается, что без этического компонента любые административные реформы имеют мало шансов на успех».
Проблема профессиональной этики и соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих связана с тем, что их деятельность должна отвечать не только положениям законодательства, но и общепринятым моральным принципам и нормам.
Сегодня существуют фундаментальные моральные ценности, которые связаны с преданностью государственного служащего конституционному строю, уважением принятых в государстве законов, осознанием высокой ответственности за выполнение своего служебного долга, приоритетом прав и свобод человека и гражданина. Именно эти ценности должны детерминировать деятельность государственных служащих и лежать в основе оценок эффективности государственной службы. Государственная служба как социально-правовой институт призвана выступать носителем должной морали и нравственных ценностей.
Информация о работе Конфликт и морально-этические аспекты его решения