Конфликт и морально-этические аспекты его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:24, реферат

Описание

Целью работы является комплексный анализ процесса управления конфликтом в органах государственной власти и управления.
Задачи работы:
– рассмотреть правовое регулирование этических норм на государственной службе;
– проанализировать понятие конфликта интересов как основного конфликта, возникающего на государственной службе;
– определить морально-этические аспекты конфликта и его решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Правовое регулирование этических норм на государственной службе.. 5
2. Понятие конфликта интересов в государственной службе…………… 12
3. Морально-этические аспекты конфликта интересов на государственной службе……………………………………………14
4. Конфликт и морально-этические аспекты его решения……………….. 19
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………...… 26

Работа состоит из  1 файл

конференция.docx

— 51.63 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конфликт и морально-этические аспекты его решения.

Конфликт, как узел проблем, которые требуют безотлагательного  решения, по-сути, и является основой развития, путем решения которого развиваются и совершенствуются взаимоотношения, достигая высшего уровня.Через конфликт с самим собой совершенствуется и сама личность.

В конфликтной ситуации обязательно  сталкиваются разные позиции, отличные представления, ценностные ориентиры, а потому одна сторона не соглашается  с предложением другой. Совокупность мотивов и целей субъективно  осознаются каждой стороной и каждый оказывается перед дилеммой. В такой ситуации надо не столько выполнять чью требование, сколько решать совокупность накопленных проблем. Крайнее обострение противоречий делает неотложной задачи осуществления нравственного выбора при условии сложной борьбы мотивов.

Проблемы требуют решения, потому что если делать вид, что их не существует, то отношения еще  больше напрягаются. Конфликты могут  иметь: а) конструктивный и б) деструктивный  содержание. Конфликты различают  как внешние, когда возникают  различные коммуникативные противоречия между людьми, так и внутренние, когда происходит глубокая внутренняя борьба на уровне индивидуальной морального сознания.

Моральный конфликт - это  противоречивое столкновения моральных  принципов в индивидуальной или  же общественном сознании, когда человек должен выбрать то, что для нее не является приемлемым. Особенностью морального конфликта является то, что в определенной ситуации выбор некоего действия, опирающийся на определенную моральную норму ведет к нарушению иной нормы. Сложность заключается не в том, что человек может не знать соответствующих моральных норм, через что не может сделать правильный выбор и не в том, что она не желает выполнять определенное требование морали, а в столкновении этих противоречивых требований. Выбор собственно нужно сделать между равными для данного человека ценностями, которые являются для нее взаимоисключающими. Источником внутреннего конфликта является сложность, разнохарактерность собственных личностных мотивов, которые подчинены друг другу. Для морального конфликта свойственна борьба индивидуальных моральных ценностей, норм, предписаний, которые личность признает для себя бесспорными.

Внешний конфликт проявляется  в форме острых нравственных противоречий между людьми. Для внешнего конфликта  характерно отрицание правильности убеждений противоположной стороны, различия в ценностных ориентациях. Каждая сторона хочет, чтобы было признано правильным именно его позицию, а это препятствует достижению компромисса. Можно сказать, что „золотым правилом”  разрешение конфликта является избрание „из двух зол меньшего”. Меньшее  зло отнюдь не становится добром, но оно предусматривает компромисс в том случае, когда гармонии в  данной ситуации достичь невозможно.

В конфликтной ситуации происходит тяжелая внутренняя борьба, когда  анализируются все обстоятельства с тем, чтобы понять и предсказать  возможные последствия данного  выбора. В иерархии ценностей существуют ценности „высшие” и „низшие”, а  поэтому в процессе выбора человек  может уступить „низшими” ради соблюдения „высших”. Что касается средств разрешения конфликтов, то в практической этике существует учение о иерархию моральных ценностей, систему предпочтений, когда лицо весит значение тех или иных ценностей и выбирает то, что является более весомым. Общепринятой является практика предоставления преимущества общих интересов над личными, когда человек подчиняет собственные интересы общественным. Готовность лица пожертвовать собственными интересами ради общественных является более оправданной, что подтверждается таким лозунгом: „Тот, кто лучше служит обществу, получает большее вознаграждение”.

Конфликты в деловой сфере  возникают в следствии противостояния интересов, конкурирующих позиций, когда необходимо сделать выбор между противоположными предложениями в пользу одной из них. Когда стороны не находят компромисс, то прибегают к конфронтации и разрыва отношений. Технология разрешения конфликтов опирается на умение адекватно оценить позиции, найти правильные аргументы чтобы пригасить свойственную для конфликтов эмоциональную возбудимость оппонентов - противников в споре. Для урегулирования кризисной ситуации незаменимыми являются приемы контроля над собственными эмоциями и умение сконцентрировать усилия ради возможности слушать других. При слишком экспрессивном общении целесообразно использовать методы не рефлексивного слушания - умение молчать, не вмешиваясь в монолог собеседника, который смог бы преодолеть волнение и четче сформулировать мысли. В ответ нужно лучше аргументировать собственную позицию и если оппонент ошибается, то не стоит с ним соглашаться, а продолжать отстаивать свою позицию, подкрепляя ее соответствующими аргументами.

Теория конфликтов разрабатывает  средства эффективного преодоления  конфликтных ситуаций при различных  обстоятельствах и на разных стадиях  развития конфликта. Достичь перемирия, пригасить противостояние еще не означает завершения конфликта, который  при новых обстоятельствах может  вспыхнуть с новой силой. Завершающей  стадией решения конфликта является устранение его истинных причин, решения  всей совокупности противоречий. Коммуникативная  этика считает важнейшим средством  починку различных конфликтных  ситуаций компромисс. Суть компромисса  заключается в способности принять  позицию противоположной стороны  до определенного предела. Компромисс является решающим средством решения  различных жизненных и деловых  ситуаций. Способность к компромиссу  высоко ценится в деловой сфере. Стратегически возможны три варианта путей преодоления конфликта: а) мягкий; б) жесткий, в) принципиальный.

Мягкий предполагает уступки одной стороны, которая признает правильной противоположную позицию и готов ее принять.

Жесткий - это когда одна сторона настаивает, но и вторая - не отступает от своих убеждений. В этой ситуации отношения между оппонентами приобретают кризисного характера, а потому возможны конструктивный и деструктивный выхода из конфликтной ситуации. При деструктивном характере развития конфликта возможно открытое противостояние, которое может  достигать и насильственных форм. Разрешиться ситуация может быстро, если силы одной стороны иссякнут, а может и достичь затяжного характера. При этих обстоятельствах перемирие может и не наступить.

Принципиальный способ решения  конфликта предусматривает и  не слабость, а не силу (твердость), а  объединяет одно и второе через достижение компромисса.

Участники конфликта путем  компромисса достигают консенсуса - согласия, то есть такой позиции, на которую путем уступок достигают обе стороны. Идя на компромисс нельзя избежать морального ущерба. Различают добровольный и вынужденный компромисс. Мудрость решение держится на строгом расчете относительно возможных потерь, а поэтому эмоции и моральные потери должны отойти на второй план. Компромисс здесь нельзя сводить к поражению, потому что компромисс скорее является проявлением силы и мудрости во имя большей выгоды. Компромисс для конфликтующих сторон исключает максимализм - „все или ничего”, потому что „худой мир все же лучше, чем война”. В деловых конфликтах эмоциональные страсти уступают перед рационально взвешенными интересами. Конкурирующая сторона всегда стремится уничтожить другую, что иногда сопровождается агрессией и преступлением. Это является аморальным, но, к сожалению, реальным и обычным для нынешнего времени явлением. В свободном цивилизованном обществе оппонент является соперником, а не врагом. Отношения между конфликтующими должны регулироваться согласно цивилизованных правил, а не методами „дикой” войны. В деловой сфере конфликты - это не зло, а способ выяснения отношений, сопоставление различных точек зрения, поиск альтернативных методов разрешения дел. Поэтому они не только возможны, но и необходимы в процессе между человеческого общения. Разные варианты видения, больше предложений будет способствовать эффективности отношений, расширять горизонты видения, улучшать в целом перспективу сотрудничества. Правильное понимание природы конфликта предусматривает признание каждой личностью разногласий во взглядах и готовность ознакомиться с различными подходами, другими точками зрения. А это и является основой эффективного и морального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В глазах населения государственный  и муниципальный служащий олицетворяет собой государство и этичность  его должностного поведения для  обычных граждан имеет большое  значение. В обыденном сознании часто  именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной и муниципальной  службы более всего определяют отношение  населения к оценке работы государственных  органов управления.

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные  основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Я считаю что, идя на государственную службу, человек должен понимать, что это большая ответственность, что он находится в центре внимания общественности, поведение его должно быть чуть ли не идеальным. А Этический Кодекс должны знать наизусть все государственные служащие, как солдаты Устав в Армии.

Культура общения представляет собой составную часть культуры личности, где находят внешнее  воплощение ее нравственные и эстетические качества. Культурный человек в процессе общения использует правила и  нормы этикета, которые предоставляют  ее отношениям целесообразности и красоты. Знания служебного этикета будет  способствовать профессиональному  и карьерному росту, налаживанию  прочных служебных отношений.

Нравственная  культура личности - это не только красивые манеры, удачный визуальный образ, который заметен для всех. Но внешняя культура общения подобная до вершины айсберга, которая является заметной (визуальный образ создают манеры, жесты, осанка, походка, одежда, прическа, выражение лица, мимика, улыбка, взгляд), потому что основную часть, творит внутренний духовный мир человека, его образованность, интеллигентность, умение говорить и слушать, держаться, относиться к другим, способность к познанию и совершенствованию. Внутренняя духовность и определяет общую культуру обращения лица с себе подобными, нравственность ее практических поступков в жизни, учебе, трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. 528 с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб. пособие / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во Питер, 2008. – 496 с.;
  3. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. 496 с.
  4. Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие для вузов / отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело, 1999. 440 с.
  5. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. 192 с.
  6. Нравственные основы государственной службы России: Учебное пособие / Под общ. ред. В.М.Соколова. – М.: РАГС, 2003. 300 с.
  7. Оказание правовой помощи федеральным государственным гражданским служащим Аппарата Совета Федерации в вопросах соблюдения требований к служебному поведению / Под общ. ред. П.А. Бакланова. – М.: Издание Совета Федерации, 2010. 246 с.
  8. Рекомендация № R (2000)10 Комитета Министров Совета Европы о кодексах поведения для государственных служащих. Принята на 106-й сессии Комитета министров 11 мая 2000 г. URL: http://www.ufmsrb.ru/0rabota_s_obrasheny/Protkor/REKOMENDACIA.doc (дата обращения 11.04.2012.).
  9. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2003. 356 с.
  10. Служебное поведение и конфликт интересов / А. Соловьев, «Кадровик. Трудовое право для кадровика», №10, октябрь 2009. С. 35.
  11. Соловьев А.В. Конфликты на государственной службе: типология и управление. Учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-пресс, 2008. 296 с.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 11. Ст. 1277.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст. 3196.
  14. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.
  15. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6235.
  16. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
  17. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 679 с.

 


Информация о работе Конфликт и морально-этические аспекты его решения