Конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание

Мы видим, как много конфликтуют в мире вокруг нас. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимися конфликтами до сих пор. Это реальность, но, что интересно, любому человеку не нравится конфликтовать, любой человек предпочтет жить в гармонии и согласии, нежели быть несчастным и втянутым в состояние конфликта. Но, конфликты, остаются частью нашей действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4
Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7
Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

КР по Политологии.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Украине.

    Конфликтная  ситуация  в большинстве  случаев  складывается  как  результирующая  составляющая  комплекса  причин и  условий. Конфликт  возникает тогда, когда объективно, а  не  редко  субъективно, происходят  межнациональные  сравнения,  решение многих  проблем видится  лишь  в  национальном  самоутверждении (например, Белоруссия, Украина).

    Конфликтные  люди  (группы) в таких  случаях  всегда  находятся. Стремящиеся  к  власти  и  собственности  национал  политические  силы  ловко  используют  стихийное  недовольство. Подогревая  его, они  выставляют  себя  защитниками  нации. И  хотя давно известно, что  национализм и этнократизм  бесперспективны  и  разрушительны, взбунтовавшемуся  народу  они, как  правило, таковыми  не  кажутся. Наоборот, именно  этнократизм  и  национализм  становятся  самой  понятной, самой  близкой  и  объединяющей  идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры  сплачивает  людей с  полуслова. Ведь, что  может  быть легче, чем сказать, например, что  во  всех несчастьях мира и прежде всего каждой души, виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся  достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно  проиллюстрировать  мысль, что именно они во всём виноваты.

    При  изучении  причин  некоторых  межнациональных  конфликтов  на  территории  СССР  можно и  не  найти  серьёзных  национальных  обстоятельств. Национализм  в  этом  случае  является  сопровождающей  составляющей, выполняющей  функции социального «клея». Последний  в  сознании  конфликтующих сторон  может вполне  подменить  суть  проблемы. О  ней  в  какой-то  мере  могут  забыть, но помнить: «наши – чужие». В такой психологической атмосфере общепризнанные  многовековые  законы  человеческого общежития подменяются  «национальной  справедливостью», а  кровавые  расправы  над  «чужими»  становятся  священной местью, которая не  воспринимается  преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. И так они обе вступают  в  жестокую схватку между  собой, которая  втягивает  в  себя  всё  более  и  более  широкие массы единомышленников.

    Разборки  в стихийных межнациональных  столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением  тяжких  преступлений  против  личности, собственности, общественного  порядка, а в  политически  и идеологически  организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сраженья. Так под видом священной мести делается всё. Что приносит вред  другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся всё более жестокими. Они  стимулируются только что понесёнными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, используемых в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости и ненависти.

    При возникновении межнационального конфликта  внутри одного государства есть два варианта поведения официальных властей:

1. Когда  власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми  силами и средствами  потушить  возникший  конфликт, как это например, делалось российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами.

2. Когда  власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азейбарджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии – в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами. В аналогичные ситуации в конечном счёте втягивались и российские  власти в Чечне.

    Серьёзным же барьером для удержания конфликта  на мирном уровне является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить  межнациональные противоречия насильственным путём. В таких случаях  стороны воздерживаются от острых ситуаций, которые могут послужить  серьёзными поводами для насилия. Аналогичные формы межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии, Казахстане между  титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попирания их прав  националистически настроенными властями.

    Можно различным образом типологизировать причины межнациональных конфликтов. Приведенная ниже их классификация имеет общетеоретическое значение.

    Политические  причины. Рассмотрим, в качестве примера СССР. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Советская национальная политика была с функциональной точки зрения весьма эффективной. Режим искусно замораживал и подавлял конфликтный потенциал межнациональных отношений. В выборе средств он, разумеется, не стеснялся, но при этом действовал достаточно изощренно и разносторонне. Использовались не только прямые репрессии и тотальные переселения целых народов, но и более тонкие методы, например, перемешивание и «разбавление» этносов (наиболее очевидный пример – целенаправленное заселение Прибалтики выходцами из славянских регионов). Со временем давление нарастало, и в конце концов наружу вышли многочисленные исторические обиды - давнишние и новые, реальные и мнимые. Особенно это характерно для Кавказского и Прибалтийского регионов. При этом даже то хорошее, что действительно было у нас в межнациональных отношениях (пусть это было интернационализмом коммунальной квартиры или общей тюремной камеры), разлетается на куски, покрываясь националистической пеной.

    Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой, регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами и не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага и т.д., прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги. Строго говоря, во многих случаях все эти факторы нельзя отвести к сфере чистой экономики. Они носят скорее экономико-психологический характер, поскольку в их основе лежат субъективные, зачастую этнически окрашенные представления о несправедливом национально-региональном распределении общественного богатства и соответственно о несправедливости различий в уровне жизни населения тех или иных регионов.

    Причины социально-культурные и социально-психологические. За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность, так называемый, советский народ. В социально-психологическом плане это несомненная реальность, которая проявляется очень часто даже среди людей, полностью отрицающих свою принадлежность к «советскому народу». Для тех же, кто прожил всю свою жизнь с хотя бы относительно позитивным или даже ценностно-нейтральным чувством советской самоидентификации, события последних лет - тяжелая и болезненная психологическая травма. Отсюда психологически объяснимо стремление части общества к восстановлению прежнего могучего государства.

    Разумеется, эта идея носит отчетливый характер консервативной утопии. Она практически  неосуществима и политически  опасна как вследствие неизбежной острой реакции отторжения на любые попытки  реставрации, так и потому, что ее стремятся «оседлать» реакционные и безответственные политические силы. Однако было бы и несправедливо, и психологически неверно пытаться сделать из этих людей отверженных. Общество должно не списывать этих людей, а пытаться помочь им обрести новую психологическую идентичность, адаптироваться к новой реальности. Иначе они попросту опасны. Здесь есть поле деятельности и для законодателя, и для органов социальной реабилитации.

    Процессы, происходящие в последние годы, стимулировали  рост национального самосознания у ряда народов, причем как у относительно слабых и действительно прошедших через унижения и притеснения (особенно в сталинские времена), так и у таких этнических гигантов, как украинская нация. Некоторые из этих этносов сейчас вошли, используя выражение Соловьева, в «стадию исключительной народности», в рамках которой рациональные аргументы, имеют немного шансов быть услышанными. К тому же некоторые этносы, уровень социально-экономического и социально-культурного развития которых по тем или иным причинам не может обеспечить им полноправного диалога и обменов в рамках нормальных межнациональных контактов, парадоксальным образом стремятся к изоляционизму, даже в ущерб собственному развитию. Здесь наблюдается консервативно-охранительная защитная реакция на объективные интеграционные процессы. С точки зрения таких хранителей национального очага, сохранение национальной самобытности важнее, чем полноценное развитие народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов. 

    Даже  в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз  урегулирования должна быть юридизация конфликта. Это предполагает:

- прекращение насилия,

- организацию диалога между сторонами конфликта,

- обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»),

- формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке,

- юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон,

- максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения.

    Из  вышеперечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей не правовыми средствами.

    А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта  интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может  повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов. Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (но и не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

    Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное  удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но, есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

    Многие  межнациональные конфликты можно  в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание  позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через различный подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И, разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо. В нашей теории это обозначается как снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта. Его, в частности, можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям.

    Главное условие предотвращения любых конфликтов, в том числе вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране.

    Для этого необходимо следующее:

- наличие  демократического правового государства.  Существует две основные гарантии  общественного спокойствия: сильное государство, базирующееся на справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию.

- обеспечение  единства страны, отказ регионов  и национальных меньшинств от  сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью.

- предоставление  компактно проживающим меньшинствам  широкой автономии и права  решения собственных дел, включая  местные налоги, на региональном и местном уровнях.

- признание  культурной автономии территориально  рассеянных национальных меньшинств.

- максимальное  перемещение центра тяжести принятия  властных решений на локальный,  местный уровень.

- проведение  политики упреждения перерастания  противоречий в кровопролитные конфликты.

- демократизация  межгосударственных отношений, отказ  от произвольного толкования  общепризнанных норм международного  права,

- координация  (компромисс) национальных интересов  как предпосылка их реализации.

- равноправие  всех наций, удовлетворение их национально-культурных, языковых, религиозных и иных потребностей, интернационализм и патриотизм, укрепление демократии и централизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 6. Национальная политика 

    Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

    Национальная  политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий. Национальные отношения вместе с нациями, народностями и другими этническими общностями являются объектами национальной политики. А ее субъектами становятся государство, органы государственной власти, политические партии, общественные организации и т.п.

Информация о работе Конфликтология