Конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание

Мы видим, как много конфликтуют в мире вокруг нас. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимися конфликтами до сих пор. Это реальность, но, что интересно, любому человеку не нравится конфликтовать, любой человек предпочтет жить в гармонии и согласии, нежели быть несчастным и втянутым в состояние конфликта. Но, конфликты, остаются частью нашей действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Национальные общности...………...……..............................................4
Глава 2. Право на самоопределение……….……..………………………………..7
Глава 3. Национальные движения………………………………………………….8
Глава 4. Межнациональные конфликты. Причины………………………………9
Глава 5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.……………………16
Глава 6. Национальная политика………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

КР по Политологии.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

    В теории и на практике нужно учитывать, что национальная политика, социальная политика, экономическая политика, демографическая политика и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязанные между собой. В разных системах связи они соотносятся как общее и особое, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, демографические аспекты национальной политики превращают ее в составную часть этих видов политики. Вместе с тем национальная политика как система является концентрированным выражением социальной, экономической, языковой, демографической политики.

    В национальной политике нужно различать  стратегические и текущие задачи. Стратегические задачи в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любого государства и рассчитанные на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет цели и задача, которые вытекают из сегодняшней ситуации.

    Важной  функцией национальной политики есть разработка эффективных образов и методов решения межнациональных конфликтов, их прогнозирование и предотвращение таких. В национальной политике важно не только своевременно «снять» уже существующие разногласия, а и их предусмотреть.

    Национальная  политика в сложных современных  условиях основывается на следующих  научно обоснованных принципах.

    Первый  принцип. Национальная политика должны базироваться на научном анализе и творческом осмыслении передового в этой области опыта как отечественного, так и мирового. За отправные точки для такого подхода надо брать равноправие народов и их взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение к интересам и общественным ценностям всех народов, непримиримость к национализму в любых его формах.

    Вторым  принципом является принцип стабильности территориальных границ суверенных государств. Политическая практика убедительно свидетельствует, что территориальные претензии ныне все больше становятся взрывоопасным фактором и без того напряженного современного жизни. Территориальные претензии приводят не только к обострению межгосударственных отношений, а даже и к войнам. Таких примеров в современном мире много — довольно указать на вражеские отношения между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном.

    Третьим принципом можно назвать принцип органического единства национальной, экономической, социальной, политической и духовной сфер развития общества. Национальную политику можно рассматривать как концентрированное выражение экономической, социальной, духовно-культурной та других видов политики. Вместе с тем национальная политика относительно самостоятельна и активно влияет на экономику и социальную жизнь общества. А потому недооценка как зависимости национальной политики от других направлений политики, так и относительной ее самостоятельности приводит к значительным просчетам в решении национальных проблем.

    Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Разрабатывая государственную национальную политику, необходимо учитывать географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной наций, народности и других этнических групп, особенности формирования национальной государственности, национальный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, религиозность населения и наличие разных конфессий и религиозных групп, особенности национальной психологии народа, его национальные традиции и обычаи, взаимоотношения данного государства со своими соседями.

    Пятый принцип - осуществление специальной программы по развитию и предоставления соответствующей помощи национальным меньшинствам, представители которых проживают на территории государства, для развития их национальной культуры, образования, языки, традиций, обычаев и т.п.

    Шестой  принцип - формирование этики межнациональных отношений, возражение и осуждение любых проявлений несправедливости и насилия. Как свидетельствует исторический опыт, вражда и недоверие в сфере межнациональных отношений исчезнет только тогда, когда каждый гражданин любой национальности будет с одинаковым уважением относиться как к своим национальным, так и к инонациональным ценностям. Развитая с учетом этих принципов национальная политика может содействовать консолидации наций и народностей и осуществить их истинную гармонизацию.

    Рассматривая  взаимосвязь политики и национальных отношений, нужно остановиться на вопросе  о влиянии национального характера  на политические отношения. В понятии «национальный характер» аккумулируют своеобразные исторические пути наций, ее хозяйственной деятельности, социального, культурного развития и географической среды. Все это оставляет след в психике ее представителей, выражается в поведении, вкусах, привычках, особенностях мышления и восприятии окружающего мира. Черты национального характера, национальной психологии меняются вместе с изменениями условий существования наций. Вот почему в практической политике нельзя игнорировать национально-психологических особенностей того или другого народа.

    Национальный  характер оказывает влияние на политическое поведение людей, а следовательно (хоть и опосредованно), на политическое устройство. Он в значительной мере определяет поведение наций в кризисных ситуациях. Политик должен учитывать национальный характер народа, учитывать его в своих действиях. Действия, которые не отвечают стойким чертам национального характера, приводят политиков к поражениям.

    Итак, конечная цель последовательно демократической  национальной политики состоит в  согласовании национальных и межнациональных  отношений. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гармонизация межнациональных отношений возможна, если,

    - во-первых, процесс единения, сближение, а потом и интеграции наций происходит естественно, когда постепенно вызревают для этого процесса объективные и субъективные предпосылки.

    - во-вторых, гармонизация межнациональных отношений может состояться, если правильно выбрано политические формы объединения народов (федерация, конфедерация, содружество, ассоциация и т.п.) и гарантированно свободный выход из объединения.

    - в-третьих, если интегративные процессы обеспечивают реальные положительные результаты для всех участников такого объединения.

    - в-четвертых, если субъекты сообщества будут оставаться равными в своих правах и обязанностях, а определенное ограничение сферы реализации их суверенитета (что почти всегда неизбежно) будет добровольным самоограничением, а не следствием давки более.

    - в-пятых, если процесс интеграции будет нацелено не на нивелирование этнонациональных отличий, а на максимальное развитие этнонациональной самобытности народов.

    - в-шестых, если национальная политика будет гибкой, способной быстро приспосабливаться к вечно сменным условиям жизни и развития народов и наций.

    Главным фактором гармонизации национальных и межнациональных отношений есть создания правового демократического государства. Практика свидетельствует, что из-за тоталитарных и авторитарных режимов неизбежно возникает дисгармония в межнациональных отношениях, которая приводит к этнополитичних конфликтов, хаоса и насилия в обществе.

    Все это дает возможность приходить  к общему выводу, что гармонизация межнациональных отношений - не состояние, а беспрерывный процесс. Управление этим процессом со стороны государства хоть и очень сложная, но абсолютно реальная вещь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В основе любого конфликта лежат как  объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные  цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.

    По  мнению одного из основоположников общей  теории конфликта Р. Дарендорфа  концепция общества свободного, открытого  и демократического вовсе не решает  всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия. Межнациональные конфликты - это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Последние нередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы - как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как идейная борьба, политическая борьба и т. д. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и "коренным" населением, весьма типичен.

    Существуют  две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения, что конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

    Все же межнациональный конфликт - это  нежелательное явление в жизни  общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями.

    Сейчас  мыслители, прогрессивные  политики  ведут  напряжённый  поиск  путей  выхода  из  многочисленных  современных  этнических  кризисов. Передовой  частью  мирового   сообщества   осознана  и  признана   ценность  гуманистического  подхода к этническим   проблемам. Суть  его состоит, в добровольном  поиске  согласия, в отказе  от национального насилия во  всех  его видах и формах, а во-вторых, в последовательном  развитии  демократии. Правовых  начал  в  жизни  общества. Обеспечение  прав  и   свобод  личности, независимо  от  национальной  принадлежности, есть  условие  свободы  любого  народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: Учебник. – М.: Юрайт, 2006. – 692 с.
  2. Лимонов В.А., Уколова И.П. Словарь основных терминов по политологии: Справочное пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2005. – 98 с.
  3. Политология: Учебник / Под ред. В.К.Мокшина. -  М.: Академический проект, 2008. – 608 с.
  4. Политология. Учебник для вузов / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Д. Перевалов – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. - 392 с.
  5. Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008. – 455 с.

Информация о работе Конфликтология