Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:43, доклад
В практике большинства стран современности конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы нормативных актов, а также решений судов.
Поэтому важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности реально, а не декларативно обеспечены в течение веков, или по крайней мере многих последних десятилетий.
Стремление к осуществлению аналогичных прав граждан выражено в ст. 17 Конституции Испании: «Каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».
Почти все недавно принятые конституции содержат запрет пыток и других унижающих достоинство видов обращения. Так что же такое пытка? Об этом мы можем узнать из определения, данного в «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятой
Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г.: «Пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания…» Из этого определения мы видим, что не только «профилактическое» избиение, на которое так горазды полицейские во многих странах, но также и психологическое давление признается пыткой. Данная Конвенция предусматривает создание международного Комитета против пыток, который может официально рассматривать сообщения лиц, которые подтверждают, что они являются жертвой пыток.
Вместе с тем компетенция этого Комитета ограничена и его юрисдикция распространяется только на государства, которые признали его юрисдикцию и подписали эту конвенцию. Эти государства получили еще одну гарантию по защите своих граждан от произвола правоохранительных органов, порою использующих борьбу с преступностью с явным проявлением физического и нравственного унижения задержанных лиц, которые, во-первых, всегда имеют конституционное право на человеческое обращение, а во-вторых, могут оказаться просто невиновными.
Таким образом, и конституционные и судебные гарантии всегда в своей совокупности и каждая в отдельности направлены на защиту законных прав и свобод граждан, подаренных им самой природой человеческого общества и Богом.
2. Правовой статус личности в зарубежных странах
Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством основополагающие начала, на основе которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. К ним относятся: равноправие (в трех аспектах: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчин и женщин.); гарантированность прав и свобод человека и гражданина; неотъемлемость прав и свобод личности, запрет ограничения прав и свобод, кроме случаев, установленных законом; включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. При этом осуществление прав и свобод одной личности невозможно без выполнения обязанностей другим человеком.
Равноправие. Следует различать понятия «равенство» и «равноправие». Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция предоставляет прежде всего равные права, т.е. одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими, а также устанавливает равные для всех обязанности, хотя в современном социальном государстве основной закон, иные законы дают некоторые льготы (юридические и фактические преимущества) определенным категориям населения (ветеранам, молодежи и т.д.). Несмотря на такой подход, неравенство в использовании прав не ликвидируется. Например, один из самых богатых людей планеты, Б. Гейтс (его состояние в 1999 г. превысило 100 млрд долл. США, а его компьютерная компания «Майкрософт» впервые в истории оценивается в 500 млрд долл.), имеет неизмеримо большие возможности использовать для себя конституционные (и вытекающие из конституции) права, чем инвалиды, пенсионеры или «трудящиеся», об особой защите прав которых говорится в некоторых новейших основных законах. Даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей (как отмечалось, определенные ограничения возможны для иностранцев, конституции говорят об особых правах молодежи, не все граждане имеют избирательные права и т.д.), но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов. Равноправие может быть осуществлено в условиях социального неравенства до определенного предела, поскольку социальное неравенство оказывает огромное влияние на равноправие людей (например, при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих демократических государствах, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме). Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией — ущемлением в правах. В фашистской Германии существовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притеснению и даже массовому истреблению подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апартеид, коренные африканцы, другие категории небелого населения не имели прав граждан (постепенный демонтаж системы апартеида начался за несколько лет до 1994 г.). Большинство конституций (особенно старых) говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равноправие независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины (более поздние конституции содержат более широкий перечень аспектов равноправия). Равенство перед законом означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образования лица, каких-либо заслуг и иных качеств личности, и все должны нести равную ответственность перед судом. Какие-то изъятия могут быть установлены только законом, если конституция допускает это. Загрузка... Равноправие независимо от расы и национальности означает, что Права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности. Ликвидированы человеконенавистнические режимы (практика «высшей расы», апартеид), решениями Верховного суда запрещена расовая сегрегация в США (разделение белых и цветных в местах общественного пользования). Тем не менее расовая и национальная дискриминация существует. Формой национальной дискриминации является языковая дискриминация, направленная против русскоязычного населения (в некоторых Прибалтийских республиках, ряде государств СНГ). Обязательный государственный язык (например, английский, французский), на котором публикуются законы в некоторых странах Африки, может стать формой национальной дискриминации для той части населения, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии. В ряде стран существуют резервации для коренного населения (в Канаде, Колумбии, США, в Австралии, Новой Зеландии). Резервации ограничивают свободу племен, закрепляя их на определенных землях, хотя отдельные члены племени могут покинуть резервацию в любое время. На бытовом уровне в некоторых странах (в том числе в Чехии) сегрегации (разделению граждан различных рас, национальностей в местах проживания, учреждениях общественного пользования) подвергаются цыгане, во многих государствах — выходцы из стран Азии и Африки. Равноправие женщины и мужчины предполагает юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье. Однако до сих пор в отдельных мусульманских государствах женщины лишены избирательных прав. До 1946 г. они были лишены избирательных прав во Франции, до 1971 г. — в Швейцарии (и сейчас там в некоторых кантонах женщины не участвуют в местных выборах), лишь в 1999 г. им обещаны в будущем избирательные права в Кувейте. Их представительство в парламенте невелико (в США 2\% в Сенате и 5\% — в Палате представителей), впрочем, ни в одной стране нет соответствия представительства женщин в органах государства в пропорции с их численностью. Лишь в некоторых Скандинавских странах существуют законы, согласно которым число женщин и мужчин в правительстве должно быть равным, но среди депутатов парламента женщин все-таки меньше, хотя во закону в списках кандидатов должно быть равное количество женщин и мужчин. В Норвегии есть закон, согласно которому ни один пол не может занимать более 60\% мест в Стортинге. Впрочем, против таких мер в этих странах есть и возражения: заявляют, что они стесняют свободу выбора. В ряде государств в последние десятилетия избирались или в настоящее время женщины являются президентами (Аргентина, Филиппины, Ирландия, Исландия, Латвия, Финляндия и Шри-Ланка). Есть женщины-монархи (Великобритания, Нидерланды и др.), в некоторых странах женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра (Норвегия, Пакистан, Турция и др.). Тем не менее существует дискриминация в трудовых отношениях, на бытовом уровне. Особенно сильно она распространена в мусульманских странах. Требования равноправия со стороны некоторых женских феминистских организаций иногда принимают причудливые формы. Так, во Франции в 2000 г. армия только через суд добилась отклонения требования во имя равенства с мужчинами посылать женщин на передовые позиции во время военных действий. Наряду с тремя принципами равноправия в конституциях употребляются и более широкие формулировки. Например, в конституциях ряда развивающихся стран говорится о равноправии независимо от племени (в некоторых странах различаются «благородные» и иные племена), от географического места рождения (есть местности, к уроженцам которых относятся недоброжелательно). Во многих конституциях говорится о равноправии независимо от происхождения, социального положения, образования и т.д.
После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов.
Теперь уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой не только конституции и всей правовой системы его страны, но и всего мирового сообщества. Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.
Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 году).
Эти пакты составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Во второй половине 20 века было также принято значительное число международных конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина, как, например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 год), Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1984 год).
Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 году, один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы.
Любое государство - участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Париже, Копенгагене, Вене, Москве.
3. Конституции и другие нормы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания, поэтому немаловажное значение имеет их классификация и систематизация. В науке отсутствует единая классификация прав и свобод. Например, некоторые американские авторы предлагают деление прав и свобод на первостепенные (существенные) и второстепенные (менее существенные). В первую категорию включаются право на свободу, право на равенство, свобода передвижения, свобода выражения мнений, свобода совести, гражданство и право голоса, право на справедливое уголовное правосудие. Все остальные права и свободы относятся, следовательно, к категории менее существенных.
Немецкий ученый Т. Маунц предлагает делить права и свободы на две группы: основные права гражданина и основные права человека. Отличие второй группы от первой состоит в том, что включаемые в нее права и свободы носят не позитивный, а естественный характер, поэтому они в совокупности своей рассматриваются как некое надгосударственное установление, дарованное человеку свыше, помимо государства и права. Аргументируя "боннскую идейную установку", согласно которой основные права делятся на государственные и надгосударственные, Т. Маунц пишет: "...основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и от законного государственного принуждения".
Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Хотя это деление и нельзя признать исчерпывающим, оно тем не менее облегчает анализ конкретных прав и свобод.
1. Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаментальнейшее право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства со стороны как отдельных лиц, так и органов самого государства. В ранних конституциях принцип священности и неприкосновенности частной собственности был доведен до логического конца, что нашло свое выражение в запрещении каких-либо конфискаций или реквизиций иначе как в строго установленных законом случаях (как правило, по приговору суда или в военных целях). Типичной в этом отношении является ст. 11 бельгийской Конституции 1831 г., которая гласит: "Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и в порядке, которые установлены законом, и при условии справедливого предварительного возмещения".
В новых конституциях закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества. В качестве примера можно сослаться на ст. 43 Конституции Итальянской Республики: "В целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же передать при условии выплаты компенсации государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам или к источникам энергии или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных общественных интересов".
После Второй мировой войны Конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд. В ряде конституций право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к которой стремится государство. Так, в статье 56 политической Конституции Коста-Рики говорится: "Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы".
Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматриваются как органическое продолжение права на труд. Наиболее четкое выражение эти положения нашли в итальянской Конституции: "Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования... Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться" (ст. 36). Иногда основной закон содержит лишь упоминания об этих правах, как, например, в Конституции Уругвая: "Закон признает за каждым занятым трудом рабочим и служащим право на свободу нравственных и гражданских убеждений, справедливое вознаграждение, ограничение рабочего дня, еженедельный отдых и охрану здоровья и нравственности" (ст. 54). Весьма подробно социально-экономические права трудящихся регламентируются в разделе II Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 г.
Важнейшим завоеванием трудящихся является право на коллективные действия в защиту своих интересов, в частности право на забастовку, которое провозглашается либо признается конституционным правом всех демократических стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права. Особенно распространенным является запрещение всеобщих стачек, политических забастовок, забастовок солидарности, пикетирования. Широко применяется принудительный арбитраж, арест забастовочных фондов, запрещение или прекращение забастовок судебными приказами и многое другое.
В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по безработице, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда.
В некоторых современных странах все еще существует фактическое неравенство женщин, которое особенно наглядно проявляется в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины.
2. Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти. Современные конституции признают за всеми гражданами равный политический статус, что нашло свое выражение в принципе "Равенство всех перед законом". Граждане наделяются широким кругом политических прав и свобод.
Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей.
Особое значение имеют права, обеспечивающие свободу выражения мнений, - свобода слова, печати, право на получение информации, а также свобода распространения информации. Многие теоретики утверждают, что каждый человек вправе высказывать любые мнения и суждения по любому вопросу и что в подлинно демократической стране должен существовать "свободный рынок идей". Так, К. Маркс писал, что любое вмешательство государства в сферу духовной деятельности человека есть произвол и беззаконие: "Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, - это не что иное, как позитивные санкции беззакония".
Однако общим правилом является то, что свобода выражения мнений отнюдь не рассматривается как абсолютное право. Верховный суд США еще в 1931 г. в решении по делу Неар против Штата Миннесоты постановил: "Свобода слова и свобода прессы... не являются абсолютными правами, и государство может наказывать за злоупотребление ими". Американское право в принципе предусматривает уголовную или гражданскую ответственность за такие злоупотребления свободой выражения мнений, как подстрекательство к совершению преступления, оскорбление суда, клевета на частных или официальных лиц, распространение непристойностей. Следует подчеркнуть, что основания ответственности за эти правонарушения детально и достаточно узко регламентированы Верховным судом, с тем чтобы в максимальной степени оградить конституционно охраняемую свободу слова и печати от ограничений в законодательстве.
Шведский Акт о свободе печати 1974 г. (с изменениями от 1976 г.) содержит весьма подробный перечень преступлений против свободы печати, наказуемых согласно закону в судебном порядке. К их числу относятся высказывания в печатном произведении, содержащие в себе подстрекательства к совершению государственной измены, измены родине, подстрекательство к войне, уголовному преступлению, невыполнению гражданских обязанностей, распространение слухов, угрожающих безопасности государства, клевету на живого или умершего, оскорбление и т.д. Преступными считаются также публикации как умышленно, так и по небрежности сведений, представляющих собой государственную или военную тайну. Закон подробно регулирует порядок ответственности и виды санкций, устанавливает перечень особых принудительных мер. Этот закон - около двух печатных листов - по своему объему намного превышает Конституцию США и конституции многих других государств.