Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:09, реферат
Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей.
Кроме перечисленных ранее девяти доведенных до конца пересмотров было еще пять, которые либо прошли через Парламент, но не были представлены на ратификацию (например, в октябре 1973 г. о продолжительности президентских полномочий), либо были только внесены Правительством в Парламент, либо в процессе обсуждения отзывались из него. Конституция запрещает начинать или продолжать процедуру пересмотра при наличии посягательств на целостность территории страны, а также устанавливает, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. Нельзя не вспомнить в связи с этим, что в 1962 г. Президент де Голль вынес непосредственно на референдум проект изменения ст. 6 и 7 Конституции, регулирующих порядок выборов Президента. Несоблюдение при этом норм ст. 89 Конституции он обосновал ссылкой на ее ст. 11, согласно которой Президент по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат, может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. Поскольку Парламент выступил против такого решения, де Голль распустил Национальное собрание и получил для своего проекта необходимое большинство на референдуме. Правда, повторная попытка действовать таким же образом в 1969 г. успеха не имела. Ш. де Голль вынес на референдум новый проект пересмотра Конституции, который отменял или изменял 23 ее статьи — ровно четвертую в то время часть, не говоря уже о полной или частичной отмене или замене ряда органических и обычных законов и многих статей Избирательного кодекса. Реформа предполагала упразднить оппозиционный в то время Сенат, вместо которого создавалась верхняя палата, построенная на корпоративной основе по примеру Экономического и социального совета; кроме того, учреждались крупные территориальные единицы — регионы. Проект Ш. де Голля на референдуме был отклонен, а сам он ушел в отставку. Последующие президенты к такому способу изменения Конституции не прибегали.
2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
1). Особенности конституционного регулирования.
Как уже отмечено выше, конституционные
основы правового статуса человека и гражданина
урегулированы почти полностью в Декларации
прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле
Конституции 1946 г. В тексте же Конституции
эта проблематика содержится лишь в нескольких
не связанных между собой статьях. Преамбула
Конституции 1946 г. гласит: «На другой день
после победы, одержанной свободными народами
над режимами, которые пытались поработить
и унизить человеческую личность, Французский
народ вновь провозглашает, что всякое
человеческое существо, независимо от
расы, религии и верований, обладает неотъемлемыми
и священными правами. Он торжественно
подтверждает права и свободы человека
и гражданина, освященные Декларацией
прав 1789 г., и основные принципы, признанные
законами Республики» (абзац первый).
Следует обратить особое внимание на последние слова цитаты. Дело в том, что в период действия конституции Третьей республики 1875 г., состоявшей из трех основных законов и регулировавшей лишь систему власти, был принят ряд законов обеспечивавших осуществление многих прав и свобод: свободы собраний и печати (1881 г.), обязательного светского и бесплатного образования (1881—1882 гг.), свободы профсоюзов (1884 г.) свободы ассоциаций (1901 г.), свободы совести (1905 г.) и др. Эти законы содержали не только регулирование конкретных правоотношений, но и общие принципы, которые по существу своему носили конституционный характер. Либо же эти законы молчаливо исходили из таких принципов. Поэтому Конституционный совет в нескольких своих решениях указал, что Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., а также «основные принципы, признаваемые законами Республики», являются составными частями действующей конституции. В ряде решений Конституционный совет интерпретировал определенные понятия, связанные с правами и свободами, например понятия «безопасность» и «свобода» (15 января 1981 г.), «свобода ассоциаций» (16 июля 1971 г.), «свобода совести», «свобода образования» (23 ноября 1977 г.), «распространение мнений» (27 июля 1982 г.), «личные свободы» (12 января 1977 г.), «право собственности», «свобода предпринимательства» (16 января 1982 г.).
Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т. е. права, всегда индивиду присущие. По нынешним временам содержащийся в Декларации круг прав и свобод не кажется особенно обширным, однако нельзя не учитывать времени ее принятия.
Преамбула Конституции 1946 г., как отмечалось, дополнила в этом отношении Декларацию прежде всего социальными и некоторыми политическими правами.
2). Конституционные принципы и гарантии.
с мужчиной (абзац третий), провозглашаются Из принципов конституционного статуса человека и гражданина прежде всего следует отметить принцип равноправия. Еще в ст. 1 Декларация прав человека и гражданина было сказано, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. Статья 6 гласит, что закон должен быть единым для всех и все граждане равны перед ним, имея равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно своим способностям.
В преамбуле Конституции 1946 г. установлено, что закон гарантирует женщине во всех областях равные права солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями (абзац двенадцатый), а также гарантируется всем равный доступ к публичной службе и индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными или подтвержденными выше правами и свободами (абзац восемнадцатый, заключительный, в котором имеется в виду равноправие граждан метрополии и французских владений). В абзаце шестнадцатом говорится, что Франция образует вместе с заморскими народами союз, основанный на равенстве прав и обязанностей, без расовых и религиозных различий. В Конституции же 1958 г. предложение второе ч. 1 ст. 2 гласит, что Франция обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии.
Первая общая конституционная
3). Французское гражданство.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции, нормы, касающиеся гражданства, устанавливаются законом. В настоящее время действует Кодекс французского гражданства 1945 г. с позднейшими изменениями.
Гражданство приобретается
главным образом по рождению на основе
действия принципа крови, даже если ребенок рожден
вне брака, но один из его родителей является
гражданином Франции. В последнем случае,
однако, лицо может отказаться от этого
гражданства в течение шести месяцев,
предшествующих достижению совершеннолетия,
т. е. 18 лет. Право на отказ теряется, если
в то время, когда ребенок был несовершеннолетним,
один из родителей — иностранец или лицо
без гражданства — приобретет французское
гражданство.
Право почвы применяется в случае, если ребенок родился во Франции, но от неизвестных родителей, или от родителей, или от родителей-иностранцев, но к нему не были применены законы о гражданстве ни одного из родителей. Если же ребенок родился вне Франции, неважно, законнорожденный он или нет, ему также дается гражданство этой страны при условии, что один из его родителей сам родился во Франции. Такой ребенок может отказаться от этого гражданства за шесть месяцев до своего совершеннолетия. Другими словами, законодательство дает довольно широкие возможности для приобретения гражданства, беря «под свое крыло» многих лиц, рассеянных по всему миру. Законно усыновленным детям также предоставляется гражданство, если один из приемных родителей является французом (т.е. французским гражданином) или если усыновление производят оба супруга и хотя бы один из них — французский гражданин.
Вступление в брак не оказывает влияния на гражданство, но иностранец или апатрид, вступивший в брак с французским гражданином, может приобрести гражданство в упрощенном порядке. Некоторые льготы для приобретения гражданства предоставляются лицам, призванным во французскую армию или добровольно принимавшим участие в операциях, приравненных к прохождению военной службы.
Натурализация, по французскому закону — приобретение гражданства по решению властей — осуществляется изданием декрета Правительства по просьбе иностранца. До обращения с этой просьбой заявитель должен проживать в стране пять лет и быть в состоянии доказать это. Указанный срок может быть сокращен до двух лет для иностранца, успешно проучившегося во французском университете или другом высшем учебном заведении в течение этого срока, или для тех, кто своим талантом или способностями может оказать Франции важные услуги. Независимо от срока гражданство предоставляется некоторым категориям лиц (например, матери или отцу трех несовершеннолетних детей, служащим в вооруженных силах). В названных нормах отчетливо прослеживается стремление Франции увеличивать численность своих граждан.
Прекращение гражданства
также может иметь место по
нескольким основаниям. Если французский
гражданин добровольно
4). Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
Прежде чем обратиться к данной группе прав, свобод и обязанностей, необходимо еще раз оговориться, что классификация их весьма условна, и некоторые из них могут быть с основанием отнесены к более чем одной группе. В ст. 4 и 5 Декларации определены существенные признаки свободы человека, которые, как и ряд других ее положений, стали, если можно так выразиться, правовой классикой: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами»; «все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Далее Декларация содержит ряд прав, свобод и обязанностей уголовно- и административно-правового, а также процессуального характера, представляющих собой гарантии личной свободы:
никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанных им формах (ст. 7); отдание, исполнение или принуждение к исполнению приказов, основанных на произволе, наказуемо (ст. 7); вызванный или задержанный в силу закона гражданин обязан беспрекословно повиноваться; сопротивление влечет ответственность (ст. 7); закон должен устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые (ст. 8); никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного (ст. 8); каждый считается невиновным, пока его вина не установлена (ст. 9); излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми в случае ареста, должны строжайше пресекаться законом (ст. 9). Эти конституционные принципы конкретизированы и развиты в уголовном, административном и процессуальном законодательстве. Конституция в ст. 66 гарантирует от произвольного лишения свободы. Нормы, касающиеся гражданских прав, устанавливаются, согласно ч. 2 ст. 34 Конституции, законом.
5). Политические права и свободы.
В политической сфере Декларация установила следующие принципы:
все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в создании закона, который есть выражение общей воли (ст. 6);
все граждане, как отмечалось, имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями (ст. 6);
никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом (ст. 10);
свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека: каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом (ст. 11).
Из прав и свобод данной группы преамбула Конституции 1946 г. упоминает лишь право убежища на территории Республики для каждого человека, который преследуется за свою деятельность на благо свободы (абзац четвертый). Следует отметить, что борцам за свободу предоставляется право убежища, т. е. государство обязывается давать убежище таким лицам. Это не означает, что убежище не может быть предоставлено и в других случаях, однако права там уже нет, и все зависит от усмотрения соответствующих должностных лиц. Конституция в ч. 4 ст. 3 гласит: «В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами». Совершеннолетие, напомним, наступает с 18 лет. Предложение второе ст. 4 содержит принцип свободного образования и деятельности политических партий. Остальные конституционные по существу своему принципы регулирования политических прав и свобод содержатся, как отмечалось, в текущем законодательстве. Нормы, касающиеся основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод, а также повинностей, возлагаемых права и социального обеспечения. Подробное регулирование в рамках этих основных принципов может, стало быть, осуществляться правительственными (регламентарными) актами.