Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:09, реферат
Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей.
3. Конституционные основы общественного строя
1). Конституционное
регулирование экономических,
Если не считать рассмотренных
выше соответствующих
Так, в абзаце девятом содержится уже упоминавшееся выше положение: «Всякое имущество, любое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает характер национальной публичной службы или фактической монополии, должно стать собственностью всех». Десятый и одиннадцатый абзацы возлагают на нацию обязанности обеспечивать индивиду и семье необходимые условия для их развития, гарантировать всем, особенно детям, матерям и престарелым труженикам, материальное обеспечение, отдых и досуг. «Любой человек, — говорится в преамбуле, — который в силу своего возраста, физического или умственного развития, экономического положения не в состоянии трудиться, имеет право получить от общества достаточные средства к существованию». Общие правила получения минимума финансовых средств законодательно не установлены. Однако некоторые категории лиц могут претендовать на определенное государственное вспомоществование. Например, французские граждане старше 25 лет, проживающие в стране, а также иностранцы, если им разрешено проживать по меньшей мере в течение трех лет, обладающие месячным доходом не более 2 тыс. фр., имеют право на получение пособия. На 1 июня 1992 г. эта минимальная сумма составляла 2184,79 фр. ; при некоторых условиях пособие могло быть увеличено. Выше в связи с равноправием уже упоминалось содержание абзаца двенадцатого, который гласит: «Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями». И наконец, согласно абзацу тринадцатому, нация в равной мере гарантирует детям и взрослым доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Организация бесплатного светского публичного образования всех ступеней является долгом государства.
2). Конституционные основы политической системы.
Характеристика главных задач публичной власти, основных принципов ее организации и деятельности содержится в Декларации, ст. 2, «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетения». А в ст. 16, напомним, сказано, что общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции. В соответствии со ст. 3 Декларации источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
Эти принципы лежат в основе
демократической организации
Неделимость — константа французского государства. I 25 сентября 1792 г. Конвент провозгласил: «Республика един неделима». Покушение на целостность территории республики наказуемо согласно ст. 86 — 88 Уголовного кодекса в редакции 1832 г., действующего в настоящее время, как преступление против безопасности государства.
Однако Конституция 1958 г. отнесла этот принцип только метрополии. Народам заморских территорий, которые пожелали бы присоединиться к республике, в преамбуле Конституции были предложены «новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию». Те колонии, которые на референдуме отклонили бы Конституцию, должны были немедленно получить независимость. Так в полночь 30 сентября 1958 г. стала независимой Гвинейская Республика. Колонии, одобрившие Конституцию, включались в Сообщество в качестве государств-членов либо преобразовывались в заморские департаменты метрополии или в ее заморские территории. К 4 февраля 1959 г. республика стала числить в своем составе, помимо департаментов в европейской ее части, также четыре заморских департамента и шесть заморских территорий (в настоящее время в составе страны четыре заморских департамента и четыре заморские территории). В последующие годы члены Сообщества обрели государственную независимость, Сообщество распалось, однако конституционные нормы о нем формально продолжали действовать до августа 1995 г. Экономическое и политическое влияние Франции на ее бывшие колонии остается значительным. Впрочем, принцип неделимости Конституция не трактует слишком жестко. Согласно ч. 3 ст. 53, «никакие уступка, обмен или присоединение территории недействительны без согласия заинтересованного населения». Конституционный совет в своем решении от 30 декабря 1975 г. истолковал данное положение как допускающее возможность уступки территории иностранному государству, образования на ней независимого государства или ее присоединения к независимому государству.
Светский характер французского
государства означает отсутствие официальной
религии и признание за гражданами свободы
исповедовать любую веру или не исповедовать
никакой. Этот конституционный принцип
был установлен еще Законом 1905 г. об отделении
церкви от государства: «Республика обеспечивает
свободу совести. Она гарантирует свободу
религиозных отправлений при соблюдении
единственного ограничения, устанавливаемого
в интересах соблюдения общественного
порядка»; «республика не признает и не
субсидирует никакую церковь и не оплачивает
ее служителей». Уголовный кодекс предусматривает
ответственность священнослужителей
за совершение обряда бракосочетания
до заключения гражданского брака. Эти
положения могут сегодня рассматриваться
как развивающие ст. 1 Конституции и положения
преамбулы Конституции 1946 г. об обеспечении
равенства всех граждан независимо от
отношения к религии. Сказанное, однако,
не запрещает государству устанавливать
отношения с церквами, действующими на
его территории. Так, на территории Эльзаса
и Лотарингии традиционно действуют конкордаты, заключен
Если внимательно читать
Конституцию, трудно избавиться oт впечатления,
что демократический характер Республики
только провозглашен, а в действительности
Конституция оформляет режим личной власти
Президента. Анализ же практики функционирования
власти показывает, что политический режим
во Франции тем не менее демократичен,
поскольку мощные силовые т полномочия
Президента и Правительства либо не используются,
либо используются весьма осторожно. Но
забывать о конституционных возможностях
ограничения демократии вряд ли стоит.
Термин «социальная республика»
впервые был включен в Конституцию 1946
г., преамбула которой, продолжающая действовать,
содержит целый ряд соответствующих принципов:
гарантии социальных прав и соответствующие
обязанности нации. Следует отметить,
что в ст. 4Конституции впервые во французской
конституционной истории определяется
роль политических партий и группировок,
создание и деятельность которых, как
указывалось, свободны. Они способствуют
выражению мнений в ходе выборов и обязаны
соблюдать принципы национального суверенитета
и демократии. В отличие от других стран партии
во Франции не обладают какими-либо юридическими признаками,
которые отличали бы их от иных общественных
объединений. Правовое положение партий
подпадает под общий режим ассоциаций,
который установлен Законом о договоре
образования ассоциации 1901 г.
Во Франции политические партии пользуются статусом обычной ассоциации, т. е. таким же, как ассоциации родителей учеников или общества филателистов. Таким образом, чтобы получить юридическую правоспособность, политическая партия, как и иная ассоциация, должна представить в префектуру департамента или супрефектуру округа декларацию, в которой указаны название или цель ее существования, местонахождение ее учреждений и фамилии, занятия и местожительство тех, на В кого по какому-либо основанию возложено управление или руководство ею. К декларации должны прилагаться два экземпляра устава. Свобода образования политических партий определена Конститунионным советом в решении от 16 июля 1971 г. в качестве основного принципа, признаваемого законами Республики». Партиям, как и иным ассоциациям, для обретения правоспособности необходима регистрация, осуществляемая по установленной процедуре. Впрочем, при некоторых чрезвычайных обстоятельствах суды признают правоспособность и незарегистрированных политических партий.
Вопрос о финансировании
Важной формой контроля за финансированием политических партий служит представление финансового отчета, который визируется двумя подбираемыми партией по своему выбору бухгалтерами-ревизорами и передается ежегодно в Национальную комиссию по счетам избирательных кампаний и политическому финансированию. Последняя включает трех государственных советников (т. е. членов Государственного совета), трех советников Кассационного суда и трех советников Счетной палаты (об этих органах см. в § 5). Эта Комиссия рассматривает отчет, но не может его изменять. Отчет публикуется в обобщенном виде в «Журналь офисьель». Политический плюрализм традиционно характерен для Франции. В стране действуют десятки политических партий, которые возникают, исчезают, сливаются, блокируются, меняют ориентацию и названия. Упомянем лишь наиболее влиятельные партии. Если обратиться к левой части политического спектра, то следует упомянуть прежде всего Французскую коммунистическую партию (ФКП), основанную в 1920 г. и насчитывавшую на начало 90-х гг. около полумиллиона членов. Наивысший пик ее влияния приходится на первые послевоенные годы, когда авторитет партии опирался главным образом на ее заслуги в движении Сопротивления гитлеровским оккупантам (ее называли партией расстрелянных). В дальнейшем влияние партии падало. А банкротство мирового коммунизма на рубеже 90-х гг. серьезно подорвало это влияние. Тем не менее на выборах 1997 г. коммунисты увеличили свое представительство в Национальном собрании с 24 до 38 мандатов.
Из числа левых наиболее влиятельна Французская социалистическая партия (ФСП), которая существует с 1905 г., а с 1951 г. входит в Социалистический интернационал. Нынешнее название партия носит со времени своего идейного и организационного обновления в 1971 г. (до этого она именовалась СФИО — французская секция Социалистического интернационала). К началу 90-х гг. насчитывала около 200 тыс. членов. Выборы 1997 г. принесли ФСП относительное большинство мест в Национальном собрании. К левой части политического спектра примыкают «зеленые», которые на выборах 1997 г. обрели парламентское представительство. В середине спектра находятся существующий с 1976 г. Центр социальных демократов и созданное в 1972 г. Движение левых радикалов (примерно по 30 тыс. членов).
Правый фланг политического
спектра занимают образованный в 1958
г. для поддержки Ш. де Голля Союз в защиту
новой республики (ЮНР), позже преобразованный
в Объединение в поддержку республики(Rassemblement
pour la Republique), насчитывающий ныне около
900 тыс. членов, и Республиканская партия, образованная
в 1977 г. на основе объединения существовавшей
в то время Национальной федерации независимых
республиканцев и небольшого объединения,
поддерживавшего В. Жискар д'Эстена, ставшего
позднее Президентом страны. Трудно сказать,
к какой части спектра относится усиливающий
свое влияние радикально-националистический