Контрольная работа по "Государственное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание

Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки является организация и деятельность государственных органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов.

Содержание

1. Государственная политика и управление как категории политической науки.
2. Функции, виды и критерии эффективности государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 31.62 Кб (Скачать документ)
  1. Государственная политика и управление как категории  политической науки.
 

    Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений  с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки является организация и деятельность государственных  органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов. Особое развитие она получила в США, Великобритании, Франции. В Республике Беларусь государственное управление формально относится к юридическим дисциплинам. Между тем, политическая наука является той дисциплинарной областью науки и образования, с которой проблематика государственной политики и управления связана по природе.

    Конечно, нельзя не заметить и тенденцию выделения  управленческой науки в самостоятельную  отрасль знания. Имеются национальные и международные ассоциации административных наук, издаются специализированные журналы, периодически проводятся международные  конгрессы. Действительно, наряду с  политической проблематикой, наука  государственного управления включает и другие аспекты – экономические, психологические, менеджериальные, юридические, социологические. Но тематика публичного управления находится все же ближе  всего к политической науке, что  связано и с историей этого  научного направления, и с современной  практикой изучения государственного и шире – публичного управления.

    Государственная политика и управление связаны со сферой общественных дел и входят в механизм удовлетворения общественных интересов. В эту сферу входят государственное управление, местное  самоуправление, управление связанных  с ними объединений и организаций, управление посредством ассоциаций гражданского общества. Государство  здесь занимает доминирующее место  как по возможностям организации  удовлетворения общественных интересов, так и по способности распространить свое влияние на все общество. Государственная политика и управление как наука анализирует деятельность государственно-публичных институтов по руководству и организации удовлетворения общественных интересов. В этом прежде всего выражается политологический характер науки государственного управления.

    Государственное управление – властное управление. В принципе любое управление связано  с властью, но государственное управление имеет отношение к особой публичной  власти – государственной власти со всеми ее атрибутами: монополизмом на насильственные методы, легитимной природой осуществления воздействия  на общество, суверенностью, распространением властного влияния на все общество, политической организованностью и  др. Хотя государственное управление представляет собой конкретный вид  деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеет  свою функциональную специфику и  компетенцию, но ее невозможно отделить от политического характера публичной  власти.

    Государственная власть, осуществляющая государственно-административное управление и государственную политику, выполняет основные, дополнительные и командные задачи или функции. Основные функции связаны с организацией удовлетворения  общественных интересов. Среди них выделяются функции  верховной власти (оборона, поддержание  международных связей, полицейская  служба, судопроизводство, организация  политического процесса и др.), экономические  функции (регулирование денежного  обращения, организация трудовых отношений, регулирование капиталовложений, общая  координация экономической политики и др.), социальные функции (здравоохранение, жилищная и городская политика, перераспределение  доходов и др.), функции в сфере  культуры (поддержка культуры и образования, просвещение, регулирование информационных потоков, организация отдыха и др.). Дополнительные функции связаны  с организацией собственной деятельности органов государственного управления. Среди них можно отметить управление персоналом, имущественные функции, нормативно-юридические функции, документирование и др. Командные функции заключаются в определении и осуществлении административной политики. Они относятся к исследованиям, прогнозированию  и планированию, включают в себя стратегию организационного реформирования, связаны с государственным контролем и организацией отношений с общественностью. Соответственно функциям выделяются и основные организационные структуры, составляющие систему органов государственного управления.

    Базовыми  категориями государственной политики и управления как науки являются понятия государственной администрации  и бюрократии. Государственная администрация  – это рациональная система или  организованная структура, предназначенная  для эффективного квалифицированного исполнения общественной политики. Она  имеет достаточно  строгую иерархию власти, посредством которой ответственность  за выполнение государственных решений  опускается сверху вниз. Бюрократия –  это любая крупномасштабная организация  профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы  осуществлять политику тех, кто принимает  решения.

    Эволюцию  представлений о бюрократии можно  проследить сравнивая характеристики идеального бюрократа М.Вебера и  современного идеального чиновника:

Идеальный бюрократ (М.Вебер) Современный идеальный чиновник
Избегает  риска Идет на риск в необходимых ситуациях
Занимается  рутинной деятельностью, исполняя только то, что задано Постоянно принимает  инновации
Концентрирует внимание на самой деятельности Концентрируется на результатах деятельности
Не  любит изменений Стремится к  изменениям
Избегает  допускать ошибки, они административно  наказуемы Относится к  ошибкам с пониманием и учится на них
Концентрирует внимание на ограничениях Концентрирует внимание на появляющихся возможностях
Выдвигает на первый план безопасность Выдвигает на первый план необходимость достижений
Не  имеет желания переучиваться Стремится постоянно  повышать квалификацию

    Современное государственное управление обозначило тенденцию к расширению политических функций бюрократии. Немецкие политологи Г.Шмидт и Х.Трайбер выделили тип  «политической бюрократии»:

Классическая  бюрократия Политическая  бюрократия
Ориентация  на общее благо, общественные интересы Ориентация  на различные политические группы, интересы и цели
Убеждение в том, что проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически  нейтрально Убеждение в  том, что проблемы должны решаться в  процессе политических переговоров, путем  достижения компромиссов
Плюралистическая  политическая полоса обеспечения (парламент, партии, группы интересов) в принципе рассматривается как излишняя и  даже опасная Плюралистическая  политическая полоса обеспечения признается необходимой для проведения в  жизнь политических и государственных  решений
Отвергается участие масс в политике и управлении В принципе одобряется политическая активность масс
Слабое  взаимодействие между бюрократами  и политиками Относительно  интенсивное взаимодействие между  бюрократами и политиками
Элитная солидарность Незначительная  элитная солидарность
Ориентация  на процедурные способы деятельности Ориентация  на программные и проблемные методы деятельности
 

 

    

  1. Функции, виды и критерии эффективности государственного управления.
 

    Цели  государственного управления реализуются  через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций  государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая  система в целом или ее отдельные  элементы для достижения поставленных целей.

    Существуют  различные классификации функций: общие и специальные, внутренние и внешние, и т.д.

    Функции государства отражают основные направления  его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.

    Государство, как универсальная организация  общества и субъект управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его  деятельность теряет всякий смысл, поэтому  следует отражать и общественные функции государства.

    Можно выделить несколько внутренних и  внешних общественных функций государства, которые присущи ему в современный  период. К внутренним функциям относятся:

    Экономическая – выработка стратегии и тактики  экономического развития страны и реализация этой политики; Политическая – обеспечение  ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство; Социальная – определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения; Нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; Экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

    Внешние функции – это основные направления  деятельности государства на международной  арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в  решении глобальных проблем современности.

    Функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие выделялись в положении конкретного  министерства, уставе административной службы.

    Выполнение  политических функций означает, что  государственные органы имеют право  издания нормативно-правовых актов  в узаконенной сфере. Государственное  учреждение может издавать нормативные  акты, но они обязательны лишь для  тех граждан (физических и юридических  лиц) и в том случае, если они  являются пользователями услуг данного  учреждения, его клиентами. Политические функции не являются непрерывными.

    Административные  функции в отличие от политических, непрерывны в исполнении, и их сущность состоит в обеспечении исполнения законов, норм, правил, норм порядка  и предоставлении государственных  услуг юридическим и физическим лицам. Идеалом здесь может служить  автоматизм принятия административных мер, например, по пресечению правонарушений. Именно таким образом обеспечивается правовой характер государства.

    Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществление универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими, требующими профессиональной управленческой квалификации, являются квалификационно-управленческие функции. К ним относятся: планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль.

    Прогнозирование и планирование – главное звено  всей системы управления. Прогнозирование  – это предвидение перспектив развития объекта и последствий  его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование – это процесс определения  достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и  планирование определяют перспективу  развития и будущее состояние  как объекта, так и субъекта управления. То есть, это – постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых  объектов и процессов, а также  способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

    Организация. Главная задача данной функции состоит  в том, чтобы сформировать управляющую  и управляемую системы, установить конкретные параметры, режим работы подразделений объекта и субъекта управления, взаимосвязей между ними, в том числе:

  • степени централизации и децентрализации управления;
  • разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления;
  • уровней организации рабочих мест и условий труда;
  • квалификации работающих;
  • регламентации и стимулирования работы подразделений и каждого работающего.

    Эта функция выступает как вид  деятельности, который направлен  на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных  инструкций, положений, других нормативных  документов.

    Координация обеспечивает согласованность работы всех звеньев системы управления. Благодаря координации устанавливается  единство отношений управляемой  и управляющей систем, структур объекта  и субъекта управления.

    Регулирование – это целенаправленная деятельность соответствующих государственных  органов, которые посредством системы  различных форм и методов обеспечивают достижение цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентирует хозяйственные отношения в обществе. Регулирование в широком смысле заключается в издании законов, подзаконных и судебных актов, устанавливающих общие правила для всех субъектов общественных отношений. В узком смысле регулирование является функцией государственного управления в определенной сфере общественной жизни. В социально-экономической сфере государство регулирует отношения посредством государственного бюджета, государственного заказа на товары и услуги, налогов, таможенных тарифов, пошлин, республиканских целевых программ, ценовой политики и т.д. Например, применяя процедуры банкротства, государство оказывает регулирующее воздействие.

Информация о работе Контрольная работа по "Государственное управление"