Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:10, контрольная работа
Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки является организация и деятельность государственных органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов.
1. Государственная политика и управление как категории политической науки.
2. Функции, виды и критерии эффективности государственного управления.
Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки является организация и деятельность государственных органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов. Особое развитие она получила в США, Великобритании, Франции. В Республике Беларусь государственное управление формально относится к юридическим дисциплинам. Между тем, политическая наука является той дисциплинарной областью науки и образования, с которой проблематика государственной политики и управления связана по природе.
Конечно, нельзя не заметить и тенденцию выделения управленческой науки в самостоятельную отрасль знания. Имеются национальные и международные ассоциации административных наук, издаются специализированные журналы, периодически проводятся международные конгрессы. Действительно, наряду с политической проблематикой, наука государственного управления включает и другие аспекты – экономические, психологические, менеджериальные, юридические, социологические. Но тематика публичного управления находится все же ближе всего к политической науке, что связано и с историей этого научного направления, и с современной практикой изучения государственного и шире – публичного управления.
Государственная политика и управление связаны со сферой общественных дел и входят в механизм удовлетворения общественных интересов. В эту сферу входят государственное управление, местное самоуправление, управление связанных с ними объединений и организаций, управление посредством ассоциаций гражданского общества. Государство здесь занимает доминирующее место как по возможностям организации удовлетворения общественных интересов, так и по способности распространить свое влияние на все общество. Государственная политика и управление как наука анализирует деятельность государственно-публичных институтов по руководству и организации удовлетворения общественных интересов. В этом прежде всего выражается политологический характер науки государственного управления.
Государственное
управление – властное управление.
В принципе любое управление связано
с властью, но государственное управление
имеет отношение к особой публичной
власти – государственной власти
со всеми ее атрибутами: монополизмом
на насильственные методы, легитимной
природой осуществления воздействия
на общество, суверенностью, распространением
властного влияния на все общество,
политической организованностью и
др. Хотя государственное управление
представляет собой конкретный вид
деятельности по осуществлению единой
государственной власти и имеет
свою функциональную специфику и
компетенцию, но ее невозможно отделить
от политического характера
Государственная
власть, осуществляющая государственно-
Базовыми
категориями государственной
Эволюцию представлений о бюрократии можно проследить сравнивая характеристики идеального бюрократа М.Вебера и современного идеального чиновника:
Идеальный бюрократ (М.Вебер) | Современный идеальный чиновник |
Избегает риска | Идет на риск в необходимых ситуациях |
Занимается рутинной деятельностью, исполняя только то, что задано | Постоянно принимает инновации |
Концентрирует внимание на самой деятельности | Концентрируется на результатах деятельности |
Не любит изменений | Стремится к изменениям |
Избегает допускать ошибки, они административно наказуемы | Относится к ошибкам с пониманием и учится на них |
Концентрирует внимание на ограничениях | Концентрирует внимание на появляющихся возможностях |
Выдвигает на первый план безопасность | Выдвигает на первый план необходимость достижений |
Не имеет желания переучиваться | Стремится постоянно повышать квалификацию |
Современное государственное управление обозначило тенденцию к расширению политических функций бюрократии. Немецкие политологи Г.Шмидт и Х.Трайбер выделили тип «политической бюрократии»:
Классическая бюрократия | Политическая бюрократия |
Ориентация на общее благо, общественные интересы | Ориентация на различные политические группы, интересы и цели |
Убеждение в том, что проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально | Убеждение в том, что проблемы должны решаться в процессе политических переговоров, путем достижения компромиссов |
Плюралистическая политическая полоса обеспечения (парламент, партии, группы интересов) в принципе рассматривается как излишняя и даже опасная | Плюралистическая политическая полоса обеспечения признается необходимой для проведения в жизнь политических и государственных решений |
Отвергается участие масс в политике и управлении | В принципе одобряется политическая активность масс |
Слабое взаимодействие между бюрократами и политиками | Относительно интенсивное взаимодействие между бюрократами и политиками |
Элитная солидарность | Незначительная элитная солидарность |
Ориентация
на процедурные способы |
Ориентация на программные и проблемные методы деятельности |
Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая система в целом или ее отдельные элементы для достижения поставленных целей.
Существуют
различные классификации
Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.
Государство, как универсальная организация общества и субъект управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его деятельность теряет всякий смысл, поэтому следует отражать и общественные функции государства.
Можно
выделить несколько внутренних и
внешних общественных функций государства,
которые присущи ему в
Экономическая
– выработка стратегии и
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности.
Функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие выделялись в положении конкретного министерства, уставе административной службы.
Выполнение политических функций означает, что государственные органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Государственное учреждение может издавать нормативные акты, но они обязательны лишь для тех граждан (физических и юридических лиц) и в том случае, если они являются пользователями услуг данного учреждения, его клиентами. Политические функции не являются непрерывными.
Административные
функции в отличие от политических,
непрерывны в исполнении, и их сущность
состоит в обеспечении
Любой
вид управленческой деятельности предполагает
осуществление универсальных
Прогнозирование
и планирование – главное звено
всей системы управления. Прогнозирование
– это предвидение перспектив
развития объекта и последствий
его преобразований для общества,
конкретной организации. Планирование
– это процесс определения
достижимого состояния объекта,
а также средств, способов и ресурсов
для этого. Прогнозирование и
планирование определяют перспективу
развития и будущее состояние
как объекта, так и субъекта управления.
То есть, это – постановка целей,
определяющих перспективы развития
и будущее состояние
Организация.
Главная задача данной функции состоит
в том, чтобы сформировать управляющую
и управляемую системы, установить
конкретные параметры, режим работы
подразделений объекта и
Эта функция выступает как вид деятельности, который направлен на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.
Координация
обеспечивает согласованность работы
всех звеньев системы управления.
Благодаря координации
Регулирование
– это целенаправленная деятельность
соответствующих
Информация о работе Контрольная работа по "Государственное управление"