Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:35, контрольная работа
Содержит 4 вопроса: Понятие и сущность политической деятельности, поведения, участия, Политическое участие: типы, формы, мотивы, Протестные формы поведения, Политический абсентизм
1 Понятие и сущность политической деятельности, поведения, участия
Во все времена политика оказывала и сегодня оказывает огромное воздействие на жизнь людей, государств и народов, так как она коренится в самой природе человека как существа социального, способного полноценно жить и развиваться лишь в обществе, лишь во взаимодействии с другими людьми.
Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какова политическая культура граждан, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов различных групп населения, их участие в политической жизни. Политические знания – это часть общей культуры человечества.
Сегодня во всех развитых демократических
странах существуют специальные
институты политического
Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре политическая деятельности выделяют субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности.
Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление. Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую.
Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.
Использование в политологии
термина «политическое
Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:
- формы рациональных
- формы бессознательного политического поведения.
Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:
1.По субъектам поведения
– индивид, социальная группа,
класс, нация, политическое
2.По склонностям и
3.По ситуационному контексту
поведения – ситуации
4.По организационным формам
и нормам поведения –
5.По характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;
6.По продолжительности
поведения – единичный акт,
явление или развивающийся
7.По остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;
8.По степени целесообразности
и успешности – функциональное,
дисфункциональное,
Термин «политическое
участие» в политологии используется
для обозначения
К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
2 Политическое участие: типы, формы, мотивы
Политическое участие – действия, предпринимаемые членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти – местном, региональном, общенациональном. Вплоть до середины ХХ в. политическое участие трактовалось преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. Впоследствии это понятие стало применяться к действиям любого человека, будь то политический деятель, государственное должностное лицо или обычный гражданин, активно участвующий тем или иным способом в осуществлении политики в рамках политической системы любого типа.
По степени интенсивности
В некоторых исследованиях
По отношению к действующим в государстве законам обычно выделяются конвенциональные (легальные, законные) и неконвенциональные формы политического участия. Л. Милбрайт называет четыре основных вида конвенционального (голосование; участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях; участие в политической жизни общины – собрания, денежные пожертвования и т.п.; контакты с официальными лицами на разных уровнях) и приводит примеры неконвенционального политического участия (участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона; протест против “безнравственных” действий властей в виде голодовок, сожжений и т.п.; отказ повиноваться несправедливым законам).
В оценке желательных масштабов
политического участия
Напротив, приверженцы концепции демократического элитизма, сближаясь с точкой зрения Э. Берка и Й. Шумпетера, видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу сложившимся демократическим институтам и высказываются за его ограничение, чтобы оставить принятие политических решений за теми, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности.
В последние десятилетия
В политологии выделяют следующие теории политического участия:
1.Теория рационального
выбора. Основное положение данной
теории сводится к утверждению,
2.Мотивационные теории
политического участия. К
Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная и ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.
Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано с его социальным положением и собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти.
3. Теории социальных факторов политического участия.
В рамках этих теорий исследуются
взаимосвязь и влияние на политическое
участие таких факторов, как институализация,
уровень социально-
При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого участия, направленных на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит возрастает и политическое участие. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.