Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание

Содержит 4 вопроса: Понятие и сущность политической деятельности, поведения, участия, Политическое участие: типы, формы, мотивы, Протестные формы поведения, Политический абсентизм

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 33.81 Кб (Скачать документ)

Люди, интересующиеся политикой  и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным  признаком многих политических систем. Такое участие называется иммобильным. Существуют различные причины этого  положения. Так, многие люди выключены  из политической жизни из-за низкого  уровня личного развития, образованности. Они потеряли веру в собственные  возможности, не верят .что могут  повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, которые  не интересуются политикой. Они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые  из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной. Наблюдается  отчужденность от политической жизни  как результат заорганизованности политической системы.

Люди разочаровываются в  политике, так как не видят существенной разницы между политическими  партиями  и их программами. Они считают, что политические решения все равно будут принимать немногие, независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Они не ощущают личной выгоды от политики, считая, что она обслуживает лишь интересы элиты. Есть группы людей, настроенных враждебно к политической системе и ее институтам. Они занимают позицию бойкота, неучастия. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование ,социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства .профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

Пол существенно влияет на политическую активность человека. Женщины  значительно меньше мужчин участвуют  в политике. Это объясняется их в среднем более низким социально-экономическим  статусом, большей обремененностью  семейными делами, ориентацией политических культур на преимущественно мужское  политическое участие и затрудненность политической карьеры и другими  причинами. В то же время отрыв  женщин от мужчин в неконвенциальном политическом участии значительно  меньше, что объясняется стремлением  женщин оказывать политическое влияние  преимущественно через неконституционные, неофициальные каналы.

 

 

 

 

 

3 Протестные формы поведения

 

Одной из форм политического поведения  является протестное поведение. В отечественной  и зарубежной литературе весьма распространенным является взгляд на протестное поведение  как на поведение в форме неконвенционального  действия, не соответствующего законным и традиционным нормам режима, регулирующим политическое поведение. Соответственно выделяются и основные формы протестного  поведения, такие как написание  петиций, участие в демонстрациях, бойкоты, захват зданий, неуплата налогов, блокады, неофициальные забастовки и т.п.

Недостаток данного подхода  заключается в следующем.

Во-первых, как показывает опыт проведения подобных акций в странах Западной Европы и США, они могут иметь  конвенциональный характер, соответствуя как юридическим нормам, так и  традициям национальной политической культуры. Так, демонстрации и пикеты часто осуществляются, например, для  защиты гражданских и социальных прав населения, закрепленных законодательно. Чаще всего участники таких акций  протестуют против нарушения неких  договоренностей (закрепленных в виде законов, формальных и неформальных норм) со стороны органов власти или других политических субъектов. Они не выступают за кардинальные преобразования политической системы, а призывают лишь к корректировке  проводимого политического курса, институционального контекста и  т.п. Поэтому в странах стабильной демократии уровень протестной активности населения, часто конвенциональной по своей сути, может рассматриваться  как один из показателей зрелости гражданского общества.

Во-вторых, сторонники определения  протестного поведения как неконвенционального  неоправданно заужают сферу протестной активности, исключая из этого понятия, например, все действия, которые  не носят открытый публичный характер. На самом деле функцию политического  протеста могут выполнять и другие виды политического поведения, в  условиях демократического политического  режима являющиеся конвенвенциональными по определению: электоральный абсентеизм или определенные формы голосования  как выражение политических ориентаций, несущих протестный заряд, - разновидности  “тихого” протеста, следствия которых  для социально-политической жизни  не менее значимы, чем участие  в активных формах протеста.

В качестве одной форм политического  протеста может рассматриваться  электоральный абсентеизм, точнее абсентеизм, связанный с определенной протестной мотивацией неучастия в выборах (недоверие или неудовлетворенность правилами игры, неверие в возможность повлиять на процесс принятия политических решений, недоверие основным политическим силам). Как показывают результаты социологических опросов, мотивация примерно половины российских избирателей, не участвующих в парламентских выборах, носит протестный характер. Весьма удачной попыткой выявления анатомии причин электорального абсентеизма является вопросник, разработанный Р. Роузом и использованный после декабрьских выборов 1995 г. в России. В качестве протестной мотивации могут рассматриваться следующие предложенные им варианты ответов: “нет партии, соответствующей моим интересам”, “не доверяю политикам”, “нечестные выборы, результаты будут подделаны”, “Дума не имеет власти”, “выборы бесполезны”. Как показали результаты опроса, неучастие почти половины избирателей в декабрьских выборах 1995 г. носило протестный характер.

Другой формой протестного поведения  на выборах является голосование  за определенные оппозиционные политические силы, либо голосование “против  всех”. Такое голосование может  являться выражением недоверия (протеста) не только к проводимому политическому  курсу, но и ко всему политическому  режиму в целом и его отдельным  институтам (например, политическим партиям). Яркий пример такого голосования  являет собой, например, значительная поддержка ЛДПР на выборах 1993 г. Вместе с тем, при выявлении протестного  характера голосования особое значение имеет позитивная или негативная мотивация электорального выбора.

Известно, что не все субъекты политического  процесса ведут себя протестно. Многие граждане, участвуя в политике, не выражают никакого протеста. Не все граждане довольны правилами игры, господствующими  нормами, проводимым политически курсом и т.д. Однако далеко не все недовольные  выражают намерение принять участие  в протестных акциях и еще меньше граждан участвует в политике совершает протестные действия.

Для того чтобы различить степень  недовольства, готовности принять участия  в протестных акциях и действительный уровень протестной активности, в  науке существуют понятия протестная активность и протестный потенциал. Под протестной активностью понимают охват (вовлеченность) граждан различными формами протестной активности и  его динамику. Под протестным потенциалом  понимают намерение (склонность) граждан  участвовать в протестных акциях при определенных условиях (например, «если бы рабочие моего завода вышли на улицу с требованием  отставки правительства, я возможно принял бы участие в демонстрации»; это совсем не означает, что рассуждающий так человек реализует свои намерения в действительности).

Какие же факторы влияют на формирование протестного потенциала и протестной активности?

Наиболее распространенной теорией, объясняющей формирование протестного  потенциала, является теория относительной  депривации. Представители этой теории исходят из того, что в основе формирования протестного потенциала лежит депривация, то есть «субъективное  чувство недовольства по отношению  к своему настоящему». Основными  причинами такой неудовлетворенности  является то, что субъект не обладает каким-либо объектом, стремится к  его обладанию, при этом сравнивает себя с другими субъектами, обладающими  этим объектом и рассматривает возможность  обладания им как вполне реальную. Таким образом, для возникновения  депривации важен не столько сам  факт не обладания чем-либо, сколько  желание обладать объектом, а также  надежда на возможность изменения  положения с помощью изменения  социального и политического  порядка. При этом большую роль играет то, что депривация возникает в  определенной социальной среде: оценивая свое положение и формируя свои запросы, индивид сравнивает себя с окружающими. Если уровень потребления у окружающих невысок, то это будет способствовать занижению притязания и приглушению  депривации. Если уровень потребления  у окружающих существенно отличается, это способствует формированию чувства  несправедливости и является одной  из предпосылок депривации. Поэтому  говорят об относительной депривации.

Относительная депривация связана  не только с обладанием материальными  и социальными благами. Она также  может быть связана с потребностью в свободе, в самовыражении. Именно подобного рода потребности двигали  большинством участников студенческих выступлений 60-х годов XX века. Поэтому  в целом депривацию можно также  определить как несоответствие между  ценностными ожиданиями и реальными  возможностями субъекта.

На протестный потенциал, помимо относительной  депривации, влияют такие факторы, как  способность субъектов к концептуализации социальных и политических отношений  и неудовлетворенность деятельностью  органов власти. При этом исследователи  отмечают, что чем больше факторов, влияющих на формирование протестного  потенциала, присутствует одновременно, тем протестный потенциал больше.

На протестную активность дополнительно  влияет ряд факторов, относящихся  не только к особенностям актора и  его социальной среды, но и к политическим условиям. Среди этих факторов следует отметить наличие у субъекта тех социальных качеств, которые позволяют ему быть политически компетентным, более мобильным и независимым: согласно многочисленным опросам, проведенным в странах развитой демократии, протестная активность отрицательно коррелирует с таким качеством, как возраст и положительно – с уровнем образования и доходов. Кроме того, наблюдается положительная корреляция между участием в протестных акциях и участием в традиционных формах политической активности (например, в деятельности партийной организации и т.д.).

Исследователи отмечают и такой  важный политический фактор, как способность  системы представительства канализировать социальные интересы и социальное недовольство. Речь идет о том, что уровень протестной активности повышается там, где система  представительства оказывается  неспособной интегрировать те или  иные социальные, этнические, религиозные  и т.п. группы, либо институты политического  представительства оказываются  неспособными выполнять свою основную функцию. Таким образом, к различным  видам протестной политической активности граждане прибегают в том случае, если традиционное политическое участие  оказывается неэффективным или  в случае необходимости привлечь внимание властей и общественности к какому-либо событию. Но при этом большую роль играет также уверенность  граждан в эффективности протестных действий.

Эти основные выводы подтверждаются не только на примере западных, но и  на примере посткоммунистических обществ. Вместе с тем, в этих обществах  наблюдаются некоторые отличия, обусловленные особенностями их социально-политического развития. Как могло бы показаться на первый взгляд, россияне, демонстрирующие  более низкий уровень социального  самочувствия, чем граждане стран  стабильной демократии, должны были быть более склонны к участию в  акциях протеста. Вместе с тем, данные статистики и результаты опросов  свидетельствуют о том, что россияне демонстрируют более низкий уровень  участия в протестных акциях и  более низкую степень готовности принять в них участие. Кроме  того, все массовые формы протестной активности пользуются в России меньшей  популярностью, чем на Западе – это  особенно касается бойкотов, митингов, демонстраций и неофициальных забастовок. Несмотря на резкое ухудшение социального  статуса жителей и рост протестного  потенциала после кризиса августа 1998 г., уровень их участия в протестных акциях остаётся стабильным: согласно социологическим наблюдениям последних лет, во всероссийских акциях протеста обычно участвует около 7-9% взрослого населения, при этом никаких особых всплесков, связанных с ухудшением социально-экономической ситуации не наблюдается.

Социологические опросы, проведенные  российскими исследователями также  демонстрируют значительную корреляцию между уровнем вовлеченности  в конвенциональные активные формы  политического участия и условно  “неконвенциональные”.

Значимым фактором являются также  невысокая способность системы  политического представительства  интегрировать интересы отдельных  групп (следствием этого является, например, протестное голосование на выборах), а также национальные особенности  политической культуры, наличие и  своеобразие политических субкультур (в частности, в России, например, наблюдается значительная зависимость  между принадлежностью к коммунистической субкультуре и протестной активностью). В целом, можно предположить, что  национальные особенности российской политической культуры обуславливают  несколько иное функциональное значение протестной активности, способствуя  перераспределению протестной активности в сторону активизации протестного  потенциала в электоральном поведении.

 

4 Политический абсентизм

 

Абсентизм (лат. absent, absentis - отсутствующий) - проявление равнодушного отношения населения к общественной жизни, уклонение от участия в ней. Абсентеизм политический - а) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы государственной власти; б) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.

Политический абсентеизм не означает полного выключения человека из поля политических властных отношений, т.к. он, как правило, остаётся законопослушным гражданином, может быть исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать своё мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить своё отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п. Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Вот почему абсентеизм как массовое явление отсутствует в тоталитарных обществах, где население практически поголовно участвует в той или иной форме политической деятельности. Однозначной оценки абсентеизма нет. С одной стороны, он свидетельствует, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - он является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям. Абсентеизм следует отличать от сознательно занимаемой позиции неучастия в выборах, политической жизни в знак протеста против действий властей.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"