Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:08, контрольная работа
Политическая идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют при этом различную социальную роль.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Власть и порядок в обществе. Механизмы реализации.
1.1. Понятие и свойства государственной власти………………………………4
1.2.Методы осуществления государственной власти…………………………..7
2.Политическая идеология и ее роль в жизни общества.
2.1.Понятие идеологии и основных ее разновидностей………………………11
2.2. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти………………………………………………………....14
2.3. Государственная власть и идеология……………………………………...15
2.4.Легитимность и легальность государственной власти……………………16
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература……………….......…………………………………………………..23
2.Политическая идеология и ее роль в жизни общества.
2.1.Понятие идеологии и основных ее разновидностей.
Существенные особенности политики создают и особый тип ее духовного освоения, способный, во-первых, выражать интересы субъекта политики; во-вторых, отражать проблемы социальной целостности, управления обществом, государством, ведь именно они являются объектом политической активности; в-третьих, иметь систематизированную, теоретическую форму. Именно такие черты приносит в политическое сознание идеология, прежде всего благодаря таким ее сущностным чертам, как систематизированный, теоретический характер, способность целостного отражения интересов классов, других социальных групп, стремление превратиться в элемент массового сознания, мотив политической деятельности. Любой субъект политики нуждается в идеологии – средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, формирует волю, стремление к политическому действию, мобилизует их активность, способствует социальной интеграции групп, вовлеченных в политическое действие или готовящихся к нему.
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике – политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая паука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах, в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект; она выражает прежде всего интересы.
Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания, кристаллизация убеждений, мнений людей, вовлеченных в политическое действие: “Это мышление действия, но не познания и объяснения” В идеологии видят оппозицию рациональному, научному постижению социальной действительности.
В работах классиков марксизма в зависимости от контекста данный термин используется но крайней мере в трех значениях:
1) Ложного, извращенного сознания;
2) Всей совокупности сознания определенного класса;
3) Вида теоретического сознания.
В центре представлений о специфике идеологии находится понятие ценности – такого элемента мыслительной деятельности, назначением которого служит как раз отражение именно момента взаимодействия, взаимозависимости объекта и субъекта, значимости первого для второго.
Чаще всего в политологической литературе идеологию характеризуют именно как систему ценностей и предпочтений (Д. Истон, М. Дюверже, В. Конноли, П.-А. Шомбар де Лов). Благодаря ценностям осуществляется столь необходимый для стимулирования и направления деятельности людей процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости для субъекта.
Текучесть идеологических понятий, их зависимость от социальных интересов и предпочтений образует ощутимый налет субъективизма.
Неудовлетворенность формами идеологического осмысления действительности породила стремление как-то преодолеть его ограниченность и субъективизм, прежде всего за счет постепенного насыщения сознания людей научными знаниями, точной терминологией, снижения зависимости от политических предпочтений, влияния интересов, мировоззренческих позиций. Так возникает идея “конца идеологии”, ставшая основанием влиятельной в 60-е годы XX в. концепции деидеологизации, смысл которой заключается в интерпретации очевидного факта: современный человек, становясь все более образованным, в своем социальном и политическом поведении все менее будет склонен руководствоваться непроверенными суждениями, неопределенными понятиями, отдавая свои предпочтения данным науки, точным знаниям.
Однако концепция деидеологизации себя не оправдала, желаемого очищения сознания людей от неясной терминологии и символики не произошло. И даже в концеXX в. люди, пользуясь достижениями науки, средствами точного анализа, не склонны расставаться с неверифицируемым знанием: ценностями, идеалами, мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, политическими лозунгами. Родоначальник теории деидеологизации Д. Белл в середине 70-х годов нашего столетия приходит к убеждению о неустранимости идеологических факторов из общественной жизни, высказывает мысль, что “истощение старой идеологии вызывает потребность в новой”. На смену концепции деидеологизации выдвигается концепция деидеологизации, смысл которой заключается в признании нарастающей зависимости политической и социальной жизни оттого, что люди называют идеологией.
Необходимым компонентом механизма власти делает идеологию ее ориентационная способность. Она придает политическому действию последовательность и целенаправленность на основе выдвижения идеалов и целей, соответствующих не только потребностям субъекта политики, но и реальным условиям, в рамках которых происходит развертывание, его деятельности.
В теоретической форме идеология преодолевает неизбежную противоречивость социальной действительности, сводя многообразие всех проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение важнейших задач ее исторического движения.
Одним из основных инструментов идеологии является пропаганда, назначение которой заключается в том, чтобы через формирование системы политических убеждений направлять политические действия больших масс людей, создавать в их сознании необходимые политические ориентации, выражающиеся в готовности к определенному типу политического действия. Смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в политическом поведении больших масс людей.
Механизм пропаганды строится на внимательном учете и использовании психологических закономерностей, создающих как помехи, так и благоприятные условия для распространения идеологии, наращивания политического влияния ее носителей. А. Грамши обращал внимание на необходимые требования, “которым должно удовлетворять каждое культурное движение, стремящееся заменить житейский смысл и старые мировоззрения вообще: 1) всегда, и без устали повторять собственные аргументы (видоизменяя их литературную форму); повторение есть самое эффективное средство для воздействия на народное мышление; 2) непрестанно трудиться для интеллектуального возвышения все более широких слоев народа, то есть для того, чтобы придать индивидуальность аморфному элементу массы”. Процесс распространения идеологии зависит от ее принятия так называемыми референтными лицами, к мнению которых склонны прислушиваться другие люди, соизмерять с их поведением свои поступки. Отмечается наличие и такой закономерности, как “эффект ореола”: “это значит, что общественное мнение имеет тенденцию относиться с большим доверием к высказываниям тех лиц, которые уже имеют авторитет в той или иной области деятельности. При этом оказывается несущественным, что такие лица высказываются по вопросам, в которых они малокомпетентны”.
Успех пропагандистского влияния в значительной степени зависит от умения придать той или иной идее образную форму, способную вызвать позитивный эмоциональный отклик у людей. Специфическое для политики средство осуществления такого рода влияния. особенно в моменты острых и быстротечных политических процессов,– лозунги.
Назначение и содержание лозунгов определяют и характер требований к их форме. Лозунг должен быть:
1. кратким, чтобы его
могли усвоить люди без
2. понятным – в нем
должны использоваться термины
из уже распространенной и
усвоенной политической
3. конкретным – указывать
на такое преобразование, необходимость
которого уже назрела и в
разных формах фиксируется
4. четким – строго выделять это преобразование из всего комплекса социальных проблем, говорить о вполне определенном образе действия.
Характер и способ распространения информации определяют и виды пропаганды, среди которых выделяют:
белую пропаганду – когда источник идентифицируется правильно, а информация, содержащаяся в послании, точна;
серую пропаганду – когда источник может быть, а может и не быть правильно установлен, а точность информации неопределенна;
черную пропаганду – когда фальшивый источник (типа “подставных” радиостанций, самозваных представителей официальных органов или политических партий) распространяет заведомую ложь. ( цит. по 4)
2.2.Экономическая,
социальная и нравственно-идеологическая
основы
государственной власти.
Государственная
власть детерминируется в конечном счете
властью экономической. В ней в концентрированном
виде выражаются экономические потребности
и интересы властвующего субъекта. Государственная
власть не только опирается на экономический
фундамент, но и обеспечивает порядок,
устойчивость экономических отношений,
ограждает их от произвола и анархии, охраняет
существующие формы собственности.
Всякая
власть по-настоящему устойчива и сильна
прежде всего за счет своей социальной
основы. Государственная власть функционирует
в обществе, разделенном на классы, различные
социальные группы с противоречивыми,
часто непримиримыми Интересами. Без сильной,
активно функционирующей государственной
власти разнополярные социальные, национальные
силы могут разорвать социум на части,
ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов
при помощи необузданной охлократической
силы. Для разрешения социальных противоречий,
для организации межличностных, межгрупповых,
межклассовых и общенациональных отношений,
гармонизации различных интересов государственная
власть ищет поддержку в обществе, добивается
доверия к себе у тех или иных слоев социума.
Решить такие задачи способна только демократическая
власть.
Веру
народа в гуманные цели и действия власти,
доверие к ней принято называть социальной
легитимностью власти, важнейшим условием
ее стабильности.
Какой бы
ни была государственная власть, она всегда
стремится создать в обществе представление
о себе как об образцово нравственной,
даже если это не соответствует действительности.
Еще в Древних Греции и Риме сложились
нравственные идеалы, к которым должна
стремиться власть: она существует только
для добра, реализуется для общего блага,
всегда следует за справедливостью и т.
д. Вот почему власть, преследующая цели
и использующая методы, противоречащие
нравственным идеалам и ценностям, признавалась
и признается аморальной, лишенной нравственного
авторитета.
Для государственной власти, ее полноценности
большое значение имеют исторические,
социально-культурные, национальные традиции.
Если власть опирается на традиции, то
они укореняют ее в обществе, делают более
прочной и стабильной. Не случайно как
прошлые, так и современные государства
бережно относились и относятся к традициям,
своим историческим, национальным, социально-культурным
корням. Таким образом, государственная
власть, экономически, социально и нравственно
детерминированная, опирающаяся на традиции,
ценности, принятые в обществе, становится
в глазах народа авторитетной и уважаемой.
Она значительно реже использует метод
государственного принуждения для достижения
своих целей.
2.3. Государственная
власть и идеология
Государственная власть, опирающаяся
только на насилие и принуждение, непрочна
и недолговечна, поскольку порождает в
обществе растущее противодействие. Поэтому
она объективно нуждается в идеологии,
т. е. системе идей, тесно связанных с интересами
властвующего субъекта. С помощью идеологии
власть объясняет и оправдывает свои цели
и задачи, методы и способы их достижения,
выполнения. Идеология обеспечивает власти
определенный авторитет, доказывает тождественность
ее целей народным интересам и целям. В
зависимости от того, насколько совпадают
интересы и цели властвующих и подвластных,
государственная идеология бывает популистской,
мифической и лживой.
Существуют
два главных вида и множество разновидностей
идеологий государственной власти. Первый
вид — это религиозная идеология, основанная
на религиозных учениях и мифах. Она стремится
придать власти таинственный, мистический
и сакральный характер, внушает мысль
о божественном ее происхождении и предназначении.
Второй вид — светская идеология, которая
опирается на господствующие в обществе
теории, нравы и нацелена на достижение
определенных, нередко мифических идеалов.
Например, мифы о скоропалительном построении
светлого коммунистического будущего
или процветающего капитализма американского
образца обеспечивали и обеспечивают
власти поддержку хотя бы части общества.
Особенно
велика роль идеологии там, где государственная
власть реализуется через антидемократические
тоталитарные, диктаторские режимы. Здесь
лживая идеология обычно направлена на
восхваление роли «вождя», диктатора,
на оправдание любых решений и действий.
Под воздействием такой идеологии создаются
и поддерживаются культы личности — слепое,
бездумное преклонение перед мифическими
суперличностями, их обожествление. Культовая
идеология неизбежно отчуждает, отторгает
народ от власти.(цит. по 6)
2.4.Легитимность и легальность государственной власти.
Признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. legitimus — законный). Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не сталь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностыю политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).