Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:51, контрольная работа

Описание

1.Объект и предмет политологии?
2.Политическая система общества ее структура и функции?
3.Социальное назначение и структура государства?

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 80.09 Кб (Скачать документ)

Структура политической системы.

Политическая система  состоит из подсистем, которые взаимосвязаны  друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи  называют разное количество таких подсистем. Однако по функциональному признаку можно выделить определённые подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и  общественные организации и отношения  между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию  общества. Центральное место в  этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяют ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп, интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные  нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система  оказывает регулятивное воздействие  на деятельность институтов, поведение  граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она  составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления  власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического  взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами  других государств.

Функции политической системы.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение её жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы  рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций  функций политической системы была представлена Г.Алмондом и Дж. Пауэллом. они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают сохранение системы через её изменение.

Сохранение или поддержание  существующей модели политической системы  осуществляется с помощью функции  политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс  приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живёт человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

Жизнеспособность системы  обеспечивается её способностью к адаптации  к окружающей среде, её возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция  реагирования. Благодаря этой функции  политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри  её. Высокоразвитая реагирующая способность  позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий.

Политическая система  способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии  у неё ресурсов. Эти ресурсы  она черпает из внутренней  или  внешней экономической, природной  и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы  необходимо распределить так, чтобы  обеспечить интеграцию и согласие интересов  различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание её дистрибутивной функции.

Наконец, политическая система  осуществляет влияние на общество посредством  управления, координации поведения  индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она  реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют  индивиды, группы, а также за счёт применения административных и иных мер в отношении нарушителей  правил.

3.Социальное назначение  и структура государства?

Госуда́рство — это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

 Государство обладает Конституцией  и определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

 В современных развитых  государствах, его основными целями  трактуются:

 1.сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;

2. реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

 

В политологии термин «государство»  употребляется во втором, узком значении слова. Государство – это универсальный политический институт, осуществляющий власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующий их взаимоотношения с помощью права.

Место государства в политической системе общества раскрывается через  его функции.

Функции государства делятся  на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся следующие:

1. Государственное регулирование  экономики посредством налоговой,  кредитной, инвестиционной, таможенной  политики.

2. Социальная функция,  которая включает в себя следующие  подфункции:

— регулирование социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной и т.п. политики, а также политики в области занятости населения;

— создание государственной  системы социального обеспечения;

— создание условий для  нормальной жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической политики, создания государственной системы услуг.

3. Культурно-воспитательная  функция, которая реализуется  посредством создания государственной  системы учреждений образования,  науки, культуры.

4. Охрана общественного  порядка и поддержание дисциплины  граждан в рамках существующего  права.

5. Защита существующего  общественного строя от внутренних  деструктивных сил.

К внешним функциям государства относятся следующие:

1. Защита страны от  внешней агрессии.

2. Защита государственных  интересов на международной арене  посредством дипломатической деятельности.

3. Развитие сотрудничества  с другими странами мира в  целях обеспечения благоприятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику.

Для осуществления этих функций  созданы специальные государственные  органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру  государства входят:

1. Органы государственной  власти – законодательной и  исполнительной. Часто говорят о  триаде властей: законодательной,  исполнительной и судебной. Однако  в строгом, формально-юридическом  смысле судебная власть (в лице  министерства юстиции) входит  в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из  структуры исполнительной обусловлено  тем значением, которое придается  в либерально-демократической традиции  судебной власти: она рассматривается  как один из важнейших механизмов  обеспечения контроля со стороны  общества над государством.

2. Органы охраны правопорядка  и органы правосудия. Сюда относятся  милиция, внутренние войска, суд,  прокуратура.

3. Органы, обеспечивающие  внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это  ФСБ – Федеральная служба безопасности.

4. Органы, обеспечивающие  внешнюю безопасность страны (армия,  управление внешней разведки, таможенная  служба, федеральная пограничная  служба).

Второй, третий и четвертый  элементы приведенной структуры  государства представляют собой  ничто иное, как так называемые силовые ведомства и министерства. Все они входят в структуру исполнительной власти. Возникает вопрос: на каком же основании силовые ведомства и министерства выделяются из структуры исполнительной власти в качестве самостоятельных элементов государства? Ответ очевиден: в силу их особой значимости для выполнения основных функций государства.

Структура государства

Как политическая структура, государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов  и учреждений, которая получила название механизм государства .

В структуре государства  выделяют три ветви государственной  власти и соответственно три вида органов власти:

  • законодательная власть , которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах органы законодательной власти имеют разные названия, например, в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в Украине - Верховная Рада);
  • исполнительная власть , обеспечивающая исполнение законов и осуществляет повседневное управление государством;
  • судебная власть , призванная осуществить правосудие и разрешение юридических споров (в Украине до сих органов относится конституционный, арбитражный и другие суды).

В системе управления можно  выделить также институт главы государства (институт президентства или институт монархии), контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль за выполнением норм права и привлечения виновных к ответственности (прокуратура, специальные органы контроля), органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти.

Дальнейший анализ государства  связан с выделением возможных форм государства .

  1. Формы государственного правления.
  2. Формы государственного устройства.
  3. Формы политического режима (характеристика режимов рассматривается в отдельной лекции).
  4. Формы государственного правления . Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения, компетенции между ними . Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии .

Монархия (греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления характерна сегодня для пятидесяти государств, из которых двенадцать - европейские. Современные формы монархии различаются по такой разновидностью, а именно: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн).

При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и отстраняет правительство, руководит высшим судом.

Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:

  • власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию, а его власть символична, например, в Великобритании законы, принятые парламентом, и решения кабинета министров должны иметь королевский подпись, но при этом сами монархи не пользовались правом вето с 1710 года и не собираются использовать его в будущем;
  • правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится во главе правительства (премьер-министр наиболее значительное лицо в политической жизни);
  • правительство отвечает перед парламентом а не перед монархом.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"