Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:51, контрольная работа

Описание

1.Объект и предмет политологии?
2.Политическая система общества ее структура и функции?
3.Социальное назначение и структура государства?

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 80.09 Кб (Скачать документ)

Республика (лат. respublica - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

В современных государствах преобладают две основные разновидности  республиканской формы правления:

  • парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Израиль);
  • президентская республика (США, Аргентина, Мексика и др.). Каждая из них предполагает собственную модель разделения властей.

В некоторых странах сложились  формы правления, которые трудно совместить с вышеназванными "чистыми" формами. Их называют смешанными . Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.

Западные политологи М. С. Шугарт и Дж.М.Кери выделили три возможные модели:

  • премьер-президентскую;
  • президентско-парламентскую;
  • асамблейно независимую.

2. Формы государственного устройства . Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти. Главными формами государственного территориального устройства является унитарное государство, федерация и конфедерация .

Унитарное (лат. unitas - единство) государство предполагает распространение на всю ее территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Венгрия, Великобритания). Местные органы управления не обладают какой-то политической самостоятельностью, не могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными , что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция, Украина). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.

Федерация (лат. federatio - союз, объединение) - это сложная союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральных центром и суб ' Объектами федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865), политика О. Бисмарка по объединению Германии.

Федеральные конституции (в  редких случаях - договор) устанавливают  степень самостоятельности субъектов  федерации. Отношения между центром  и субъектами строятся на основе фиксации конечных пределов самостоятельности  ее субъектов в разных сферах и  распределения полномочий: часть  из них является исключительно компетенцией федерального центра, другая - субъектов  федерации, третья - в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь  собственные конституции, правовую и судебную системы, свои органы власти и управления, свое гражданство. В  большинстве случаев члены федерации  не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких  государствах существует дополнительное распределение самой законодательной  власти между двумя палатами парламента. Одна палата с органом представительства  субъектов федерации, другая - органом  общефедерального представительства. В Федерального Собрания Российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет федерации, в которую входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума: в федеративном Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США - Сенат и Палата представителей.

Федерации создаются по различным  признакам:

  • по территориальному (административной) - США, Германия, Бразилия;
  • по национальному (этнотерриториального), по этому принципу строились такие, теперь уже в прежнем, федерации, как СССР, Югославия, Чехословакия. История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная).

Наконец, федерация может  выражать смешанный тип, сочетая  в себе оба основания (современная  Россия, Пакистан).

Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных задач . Такими задачами являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчива и перерастает либо в федерацию (США в XVIII веке, Швейцария в XIII веке, Германия в XIX век), либо распадается.В историческом прошлом встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Бельгийская, Британская, Российская). Империи имели огромное территориальное основу, разнообразный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией.

    В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой конкретной формы государственного устройства. Примером может быть Союз независимых государств (СНГ) - более аморфная, чем конфедерация форма объединения государств. И наоборот, Европейское сообщество, создав единый рынок, единую валюту и национальные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.

С формой государства тесно  связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к  резкому изменению внутренней и  внешней политики государства. Вызвано  это тем, что политический режим  связан не только с формой организации  власти, но и с ее содержанием.

3. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Виды политического режима:

1) демократический;

2) террористический(Тоталитарный и авторитарный)

Террористический режим  подразделяется на авторитарный и тоталитарный.

Признаки демократического режима:

1) свободная деятельность  различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках конституции;

2) идеологический плюрализм,  то есть наличие в обществе  различных идеологических течений,  концепций и отсутствие господствующей  идеологии;

3) формирование органов  государственной власти выборным  путем;

4) наличие в обществе  демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.

Признаки террористического режима:

1) запрет на деятельность  демократических партий и организаций;

2) отсутствие идеологического  плюрализма, господство одной идеологии  в государстве;

3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;

4) отсутствие демократических  прав и свобод;

5) массовый террор и  беззаконие в государстве. 

Авторитарный режим как  разновидность террористического  режима характеризуется тем, что  он персонифицируется, то есть выражается в лице конкретных правителей, которые  олицетворяют диктатуру (например, диктатура  Саддама Хусейна в Ираке).

Признаки тоталитарного режима:

1) наличие в государстве  одной правящей партии, которая  является ядром государственной  власти;

2) господство одной идеологии  и нетерпимость к идеологическому  плюрализму;

3) «культ личности» в  обществе, его государственное обеспечение;

4) функционирование административно-командной  системы в государстве;

5) бесправие граждан, жесткая  регламентация их деятельности;

6) разнузданная социальная  демагогия.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"