Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:51, контрольная работа
1.Объект и предмет политологии?
2.Политическая система общества ее структура и функции?
3.Социальное назначение и структура государства?
Республика (лат. respublica - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
В современных государствах
преобладают две основные разновидности
республиканской формы
В некоторых странах сложились формы правления, которые трудно совместить с вышеназванными "чистыми" формами. Их называют смешанными . Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.
Западные политологи М. С. Шугарт и Дж.М.Кери выделили три возможные модели:
2. Формы государственного устройства . Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти. Главными формами государственного территориального устройства является унитарное государство, федерация и конфедерация .
Унитарное (лат. unitas - единство) государство предполагает распространение на всю ее территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Венгрия, Великобритания). Местные органы управления не обладают какой-то политической самостоятельностью, не могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными , что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция, Украина). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (лат. federatio - союз, объединение) - это сложная союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральных центром и суб ' Объектами федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865), политика О. Бисмарка по объединению Германии.
Федеральные конституции (в
редких случаях - договор) устанавливают
степень самостоятельности
Федерации создаются по различным признакам:
Наконец, федерация может выражать смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия, Пакистан).
Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных задач . Такими задачами являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчива и перерастает либо в федерацию (США в XVIII веке, Швейцария в XIII веке, Германия в XIX век), либо распадается.В историческом прошлом встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Бельгийская, Британская, Российская). Империи имели огромное территориальное основу, разнообразный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией.
В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой конкретной формы государственного устройства. Примером может быть Союз независимых государств (СНГ) - более аморфная, чем конфедерация форма объединения государств. И наоборот, Европейское сообщество, создав единый рынок, единую валюту и национальные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
3. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Виды политического режима:
1) демократический;
2) террористический(Тоталитарный и авторитарный)
Террористический режим подразделяется на авторитарный и тоталитарный.
Признаки демократического режима:
1) свободная деятельность
различных партий, объединений, движений,
функционирующих в рамках
2) идеологический плюрализм,
то есть наличие в обществе
различных идеологических
3) формирование органов
государственной власти
4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.
Признаки террористического
1) запрет на деятельность
демократических партий и
2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;
3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;
4) отсутствие демократических прав и свобод;
5) массовый террор и беззаконие в государстве.
Авторитарный режим как
разновидность
Признаки тоталитарного режима:
1) наличие в государстве
одной правящей партии, которая
является ядром
2) господство одной идеологии
и нетерпимость к
3) «культ личности» в
обществе, его государственное
4) функционирование
5) бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности;
6) разнузданная социальная демагогия.